Главная Психотерапия и тренинг разрешения конфликтов

Психотерапия и тренинг разрешения конфликтов

В материалах известного немецкого психотерапевта Носсрата Пезешкиана, основоположника метода позитивной психотерапии, полно и систематично изложены психологические проблемы конфликтов в семье, на работе и т.д.

Дан полный анализ взаимодействия людей в конфликтных ситуациях, особенности переживания человеком конфликтов, закономерности реакций людей на трудные ситуации в общении, способы конструктивного разрешения конфликтов.

Как руководство к действию рассматривается введение в самопомощь. Этот практический подход не следует понимать как рецепт. Он, скорее, показывает направление усилий, предназначенных для уменьшения опасностей того, что «ребенок может упасть в колодец» и на то, как ему помочь, «если он в этот колодец все же упадет».

Материалы могут оказать необходимую помощь в практической работе психологам, педагогам, социальным работникам, менеджерам, социологам и всем тем, кто интересуется проблемой предупреждения и разрешения конфликтов различного уровня.

Пример из практики

Пациентка в возрасте 28 лет, замужняя, мать одного ребенка. Направлена гинекологом на психотерапевтическое лечение, диагноз: фригидность и депрессия. Никаких нарушений в сфере гинекологии и эндокринологии не обнаружено. На приеме пациентка рассказала: «Я ложусь в постель с одной только мыслью: хоть бы мой муж, не захотел сегодня спать со мной. Если же он выражает все-таки желание, у меня не хватает совести …

Дифференциально-аналитическая психотерапия

Во многих случаях метод, описанный в разделе «Самопомощь», бывает очень успешным. Но в некоторых случаях он наталкивается на такие трудности, которые, как кажется, преграждают путь к самопомощи. Это может быть: отсутствие у партнера желания говорить, его сопротивление попыткам оказать на него влияние, кажущаяся неспособность выражать словами свои чувства и укоренившиеся привычки и взгляды. Именно тогда, когда возникающие конфликты не так …

Памятка для партнерских отношений

Каждый человек по своей природе стремится к партнерству. Но не каждый человек может без подготовки вступить в партнерство. Отношение к партнеру подготовленное воспитанием имеет решающее значение. Следует делать принципиальное различие между сексом, сексуальностью и любовью, которые в жизни каждого человека представляют собой единство. Воспитание и подготовка к партнерству происходят с самого раннего детства. Мы должны избегать того, чтобы переносить наши …

Вопросы для партнерских групп

Можно ли изменить проблему? Хочу ли я вообще изменить проблему? Может ли мой партнер соответствовать моим ожиданиям? Хочет ли он решения проблемы? Делал (а) ли я попытки решить проблему? Достаточно ли искренно я высказываю свое мнение? Готов (а) ли я выслушать своего партнера? Готов (а) ли я вообще дать моему партнеру время для объяснений и найти его для себя, или …

Родительская группа

До сих пор мы говорили о том, как нужно решать проблемы с детьми, а также о составе и работе семейной группы, о том, как улаживать отношения родителей и детей в семейной группе. Открытым оставался до сих пор вопрос, как родители должны решать свои проблемы между собой. К сожалению, в литературе по вопросам воспитания этой проблеме уделяется незаслуженно мало внимания. О …

Советы семейной группе

В семейной группе человек — это социальное существо. Группа состоит из более чем двух участников, членов семьи. Члены семьи встречаются регулярно, в определенное время. В семейной группе все члены равноправны. Руководит группой сменяемый ассистент, выбранный из членов группы. Заседания группы не должны длиться более 45-60 мин. Каждый из членов группы ведет «тетрадь группы», в которой записывает обсуждавшиеся конфликты и предложения. …

Значение семейной группы

Не только насущные проблемы обсуждаются в семейной группе, но и возможные мероприятия: поездки за город в конце недели, покупки, путешествия, приглашение гостей, праздники, подарки — все это планируется в группе. Ребенок учится активно участвовать в делах семьи и начинает осознавать, что семейная группа не формальная затея и не место, где решаются только проблемы, но что и он может оказывать влияние …

Семейная группа

Основной вид группы и одновременно модель для других социальных групп — это так называемая первичная группа, чаще всего это семья. В нее входят отец, мать, братья и сестры, ребенок и другие лица, близкие к этой сообщности людей. В семье человек приобретает первый и в зависимости от обстоятельств основной социальный опыт. У членов семьи есть общие интересы, связи и отношения между …

Семейная, родительская и партнерская группа

Заботы других Одна женщина была недовольна своей судьбой; она была беднее, чем другие. Однажды ночью после молитвы полной отчаяния, явился ей ангел; он дал ей мешок и велел бросать в него все заботы и невзгоды. Мешок был далеко не таким большим, чтобы вместить столько горя, забот, тревог. Затем ангел взял ее за руку и повел на небо, а она несла …

Как организовать семейную группу

Все члены семьи встречаются, регулярно, в определенное время для бесед. Это может быть один раз в неделю. Но по случаю каких-либо особых событий, можно собираться и в другое время. Лучше всего встречаться днем, после обеда, пока дети не устали. Время выбирают и согласовывают между собой члены семьи. Установленное время, например, в субботу в 17 ч 15 мин. обязательно для всех. …

Как работает семейная группа

Все члены группы встречаются в точно назначенное время и садятся вокруг стола. Не нужно сидеть очень тесно. Радио, телевизор и другие мешающие работе отвлечения следует выключить. Ждут, пока не соберутся все участники. Ассистент группы спрашивает: «Кто хочет сегодня что-нибудь сказать? У кого своя особая проблема?» Проблемы, о которых говорили, объединяют, записывают, а затем обсуждают их по очереди. Ассистент группы спрашивает …

Протокол одного собрания семейной группы

Мать двоих детей пишет о своем первом опыте с семейной группой: «Мы собрались в пятницу в 18.30. На этот раз все шло хорошо, может быть, потому, что дети сами назначили время. Наши дети захотели, чтобы на этой встрече был детский пунш и чтобы, зажгли свечи. Так им казалось, будет уютнее. Тетради им тоже очень понравились. Меня выбрали ассистентом группы». Инга …

Введение в самопомощь

Предыдущие разделы были посвящены видам отношений, формам воспитания, типам реакций и конфликтов, недоразумениям в межличностных отношениях. Теперь мы попытаемся сделать выводы из этого анализа и найти пути, как использовать эти выводы в практике воспитания, партнерства и других межличностных отношениях. Такой практический подход — не собрание рецептов, скорее это направляющая линия: как добиться того, чтобы «ребенок не падал в колодец», и …

Три принципа межличностных отношений

В своем индивидуальном развитии, а также в ситуации партнерства человек проходит различные стадии, которые характеризуются следующими тремя принципами. Принцип развития Речь там шла прежде всего об искажениях в факторе времени, которые приводят к завышенным или заниженным требованиям. В межличностных отношениях, принципу развития соответствует стадия привязанности. Ребенок очень привязан к своим родителям. Ему нужен их пример, терпение и время. Родители в …

Анализ взаимодействия

Стадии партнерского взаимодействия — привязанность, дифференциация и отделение дают нам возможность подойти к пониманию актуальных конфликтов между людьми. Эти стадии, с одной стороны, возникают в процессе развития одного человека или характеризуют потребность партнера в данный момент, и с другой стороны, существуют как установки, желания и ожидания у близкого лица. Мы говорим здесь о стадии ожидания. Если мы соотнесем, возможные стадии …

Шесть конфликтных ситуаций

А: Потребность в привязанности у партнера совпадает со стадией «Отделения» у другого. Ситуация: Четырехлетняя девочка хочет поиграть вместе с папой, посидеть у него на коленях и чтобы он ее поласкал. Отец уклоняется, говоря, что ему некогда и что вообще нельзя баловать ребенка. Типичные расстройства: страх одиночества; обостренная эмоциональная зависимость; нетерпение или терпение из страха. В: Потребность в привязанности у партнера …

Стадия 1: наблюдение / дистанцирование

На человека, за которого чувствуют ответственность, невольно смотрят иными глазами, чем на других. На него мы без осознанного намерения переносим свои собственные желания. Мы ожидаем, что он будет действовать так, как нам бы этого хотелось. Одновременно мы идентифицируем себя с ним. Это сильное эмоциональное участие приводит к тому, что дела другого человека мы начинаем принимать за свои и вмешиваемся в …

Стадия 2: инвентаризация

Наблюдение само по себе не достигает нужного результата, если наряду со своей функцией отражения оно не будет выполнять еще более важную роль — вентиляцию: человек дает волю своим чувствам не вступая непосредственно в конфликт. Теперь очень важно как можно точнее описать конфликтную ситуацию и поступки, которые вызвали неудовольствие, а затем найти соответствующую форму этого описания. Эффективность наблюдения зависит от того …

Стадия 3: ситуативная поддержка / поощрение

Теперь мы можем вместо того, чтобы критиковать, поддержать другого, если он, как нам кажется, поступил разумно и правильно. Недостаточно однако таких общих оценок как: «Ты славный» или «Я люблю тебя», «У тебя красивые глаза». Такого рода высказывания безотносительны, не конкретны. Поощрение и поддержка должны относиться непосредственно к данной ситуации, его нужно высказать сразу после хорошего поступка и в связи с …

Стадия 4: вербализация

Уже из одного лишь систематически проводимого наблюдения на основе ДАО близкое лицо получает информацию о том, в каком соотношении находится его поведение и поведение партнера при конфликтной ситуации. На стадии вербализации следует создать возможность для словесной коммуникации между конфликтующими сторонами. Как ни естественной кажется словесная коммуникация, тем не менее ее нарушение типично для межличностных конфликтов. Структура коммуникации недифференцированной критики обычно …

123...5Страница 1 of 5

Рубрики

Сегодня читают:

Рекомендуем: