Главная Психотерапия и тренинг разрешения конфликтов

Психотерапия и тренинг разрешения конфликтов

В материалах известного немецкого психотерапевта Носсрата Пезешкиана, основоположника метода позитивной психотерапии, полно и систематично изложены психологические проблемы конфликтов в семье, на работе и т.д.

Дан полный анализ взаимодействия людей в конфликтных ситуациях, особенности переживания человеком конфликтов, закономерности реакций людей на трудные ситуации в общении, способы конструктивного разрешения конфликтов.

Как руководство к действию рассматривается введение в самопомощь. Этот практический подход не следует понимать как рецепт. Он, скорее, показывает направление усилий, предназначенных для уменьшения опасностей того, что «ребенок может упасть в колодец» и на то, как ему помочь, «если он в этот колодец все же упадет».

Материалы могут оказать необходимую помощь в практической работе психологам, педагогам, социальным работникам, менеджерам, социологам и всем тем, кто интересуется проблемой предупреждения и разрешения конфликтов различного уровня.

Пример из практики

Пациентка в возрасте 28 лет, замужняя, мать одного ребенка. Направлена гинекологом на психотерапевтическое лечение, диагноз: фригидность и депрессия. Никаких нарушений в сфере гинекологии и эндокринологии не обнаружено. На приеме пациентка рассказала: «Я ложусь в постель с одной только мыслью: хоть бы мой муж, не захотел сегодня спать со мной. Если же он выражает все-таки желание, у меня не хватает совести …

Дифференциально-аналитическая психотерапия

Во многих случаях метод, описанный в разделе «Самопомощь», бывает очень успешным. Но в некоторых случаях он наталкивается на такие трудности, которые, как кажется, преграждают путь к самопомощи. Это может быть: отсутствие у партнера желания говорить, его сопротивление попыткам оказать на него влияние, кажущаяся неспособность выражать словами свои чувства и укоренившиеся привычки и взгляды. Именно тогда, когда возникающие конфликты не так …

Памятка для партнерских отношений

Каждый человек по своей природе стремится к партнерству. Но не каждый человек может без подготовки вступить в партнерство. Отношение к партнеру подготовленное воспитанием имеет решающее значение. Следует делать принципиальное различие между сексом, сексуальностью и любовью, которые в жизни каждого человека представляют собой единство. Воспитание и подготовка к партнерству происходят с самого раннего детства. Мы должны избегать того, чтобы переносить наши …

Вопросы для партнерских групп

Можно ли изменить проблему? Хочу ли я вообще изменить проблему? Может ли мой партнер соответствовать моим ожиданиям? Хочет ли он решения проблемы? Делал (а) ли я попытки решить проблему? Достаточно ли искренно я высказываю свое мнение? Готов (а) ли я выслушать своего партнера? Готов (а) ли я вообще дать моему партнеру время для объяснений и найти его для себя, или …

Родительская группа

До сих пор мы говорили о том, как нужно решать проблемы с детьми, а также о составе и работе семейной группы, о том, как улаживать отношения родителей и детей в семейной группе. Открытым оставался до сих пор вопрос, как родители должны решать свои проблемы между собой. К сожалению, в литературе по вопросам воспитания этой проблеме уделяется незаслуженно мало внимания. О …

Советы семейной группе

В семейной группе человек — это социальное существо. Группа состоит из более чем двух участников, членов семьи. Члены семьи встречаются регулярно, в определенное время. В семейной группе все члены равноправны. Руководит группой сменяемый ассистент, выбранный из членов группы. Заседания группы не должны длиться более 45-60 мин. Каждый из членов группы ведет «тетрадь группы», в которой записывает обсуждавшиеся конфликты и предложения. …

Семейная группа

Основной вид группы и одновременно модель для других социальных групп — это так называемая первичная группа, чаще всего это семья. В нее входят отец, мать, братья и сестры, ребенок и другие лица, близкие к этой сообщности людей. В семье человек приобретает первый и в зависимости от обстоятельств основной социальный опыт. У членов семьи есть общие интересы, связи и отношения между …

Семейная, родительская и партнерская группа

Заботы других Одна женщина была недовольна своей судьбой; она была беднее, чем другие. Однажды ночью после молитвы полной отчаяния, явился ей ангел; он дал ей мешок и велел бросать в него все заботы и невзгоды. Мешок был далеко не таким большим, чтобы вместить столько горя, забот, тревог. Затем ангел взял ее за руку и повел на небо, а она несла …

Как организовать семейную группу

Все члены семьи встречаются, регулярно, в определенное время для бесед. Это может быть один раз в неделю. Но по случаю каких-либо особых событий, можно собираться и в другое время. Лучше всего встречаться днем, после обеда, пока дети не устали. Время выбирают и согласовывают между собой члены семьи. Установленное время, например, в субботу в 17 ч 15 мин. обязательно для всех. …

Как работает семейная группа

Все члены группы встречаются в точно назначенное время и садятся вокруг стола. Не нужно сидеть очень тесно. Радио, телевизор и другие мешающие работе отвлечения следует выключить. Ждут, пока не соберутся все участники. Ассистент группы спрашивает: «Кто хочет сегодня что-нибудь сказать? У кого своя особая проблема?» Проблемы, о которых говорили, объединяют, записывают, а затем обсуждают их по очереди. Ассистент группы спрашивает …

Протокол одного собрания семейной группы

Мать двоих детей пишет о своем первом опыте с семейной группой: «Мы собрались в пятницу в 18.30. На этот раз все шло хорошо, может быть, потому, что дети сами назначили время. Наши дети захотели, чтобы на этой встрече был детский пунш и чтобы, зажгли свечи. Так им казалось, будет уютнее. Тетради им тоже очень понравились. Меня выбрали ассистентом группы». Инга …

Значение семейной группы

Не только насущные проблемы обсуждаются в семейной группе, но и возможные мероприятия: поездки за город в конце недели, покупки, путешествия, приглашение гостей, праздники, подарки — все это планируется в группе. Ребенок учится активно участвовать в делах семьи и начинает осознавать, что семейная группа не формальная затея и не место, где решаются только проблемы, но что и он может оказывать влияние …

Стадия 2: инвентаризация

Наблюдение само по себе не достигает нужного результата, если наряду со своей функцией отражения оно не будет выполнять еще более важную роль — вентиляцию: человек дает волю своим чувствам не вступая непосредственно в конфликт. Теперь очень важно как можно точнее описать конфликтную ситуацию и поступки, которые вызвали неудовольствие, а затем найти соответствующую форму этого описания. Эффективность наблюдения зависит от того …

Стадия 3: ситуативная поддержка / поощрение

Теперь мы можем вместо того, чтобы критиковать, поддержать другого, если он, как нам кажется, поступил разумно и правильно. Недостаточно однако таких общих оценок как: «Ты славный» или «Я люблю тебя», «У тебя красивые глаза». Такого рода высказывания безотносительны, не конкретны. Поощрение и поддержка должны относиться непосредственно к данной ситуации, его нужно высказать сразу после хорошего поступка и в связи с …

Стадия 4: вербализация

Уже из одного лишь систематически проводимого наблюдения на основе ДАО близкое лицо получает информацию о том, в каком соотношении находится его поведение и поведение партнера при конфликтной ситуации. На стадии вербализации следует создать возможность для словесной коммуникации между конфликтующими сторонами. Как ни естественной кажется словесная коммуникация, тем не менее ее нарушение типично для межличностных конфликтов. Структура коммуникации недифференцированной критики обычно …

Стадия 5: расширение системы целей

Нарушение коммуникаций в партнерских отношениях очень часто приводит к длительному ограничению общения друг с другом. Партнера наказывают тем, что ему что-нибудь запрещают или перестают его замечать, не разговаривают с ним. Это наказание, которое вначале использовалось как средство воспитательного воздействия, часто абсолютизируется и становится единственным испытанным приемом в партнерских отношениях. «Из-за твоей неряшливости и вранья, ты не поедешь в воскресенье за …

Страх смерти и окружающий мир

В обычном представлении смерть связана с телом. Функции органов останавливаются. Тело переходит в другое состояние. Какое отношение к смерти и страху перед смертью имеет наше окружение? В жизни мы часто слышим такие горестные слова: «Ты еще доведешь меня до могилы своей неаккуратностью». «Я и на том свете не найду покоя, как подумаю о том, какой ты несамостоятельный и какой неряха». …

Страх смерти и время

Отношение к смерти, телу и к окружающему миру развивается в течение всей жизни человека. Возникают конфликты и склонности к определенным страхам. В этих случаях человек придает особое значение какой-либо жизненной сфере или же, наоборот, игнорирует ее (вытеснение). Однако отношение к смерти определяется не только опытом индивидуального и коллективного прошлого, с которым приходится считаться, но и случайными событиями. Отношение к ним …

Смерть и воспитание

Отношение к смерти зависит, как мы могли видеть, от воспитания, традиции, религии, общества и своего собственного жизненного опыта. Если даже о смерти открыто не говорят, определенные установки уже содержатся в воспитании ребенка и передаются ему через образ действия окружающих. Если, например, мать после смерти своей матери испытывает аномальную реакцию горя, на протяжении длительного времени непрерывно показывает, как она страдает, то …

Введение в самопомощь

Предыдущие разделы были посвящены видам отношений, формам воспитания, типам реакций и конфликтов, недоразумениям в межличностных отношениях. Теперь мы попытаемся сделать выводы из этого анализа и найти пути, как использовать эти выводы в практике воспитания, партнерства и других межличностных отношениях. Такой практический подход — не собрание рецептов, скорее это направляющая линия: как добиться того, чтобы «ребенок не падал в колодец», и …

123...5Страница 1 of 5

Рубрики

Сегодня читают:

Рекомендуем: