Актуальный и базовый конфликты

Если проанализировать психические и социальные конфликты, то можно установить две сферы конфликта, каждый из которых влияет на вид, на выраженность конфликтной ситуации. Назовем их актуальный конфликт и базовый конфликт.

Актуальный конфликт

Он характеризует такую конфликтную ситуацию, которая непосредственно обусловлена актуальными проблемами, такими как перегрузка на работе, нелады в супружеских отношениях, трудности в отношениях между родителями и детьми, проблемы в межличностных отношениях. Конкретно проявляется актуальная конфликтная ситуация в тех категориях поведения, в основе которых актуальные лежат способности. Именно ими можно описать данные конфликтные ситуации.

Пример. Ребенок приходит из школы домой и швыряет изо всех сил свой ранец в угол коридора. Мать видит это из кухни и начинает страшно сердиться. Должна ли мать на самом деле сердиться? Нет ли каких-либо иных способов реагировать? Причину ее досады следует искать в ее жизненной установке: порядок имеет исключительно важное значение. Условия для формирования такой установки следует искать в том, что мы называем базовым конфликтом.

Базовый конфликт

Он связан с теми привычками и навыками, которые человек усвоил в течение своей жизни и особенно в детстве. Эти приобретенные, главным образом, под воздействием воспитания и сформировавшиеся представления проявляются в непоколебимых жизненных установках, в склонности к конфликтам или к тому, чтобы избегать конфликта. Почему мать в нашем примере считает, что швырнуть ранец в угол настолько недопустимо, что из-за этого стоит сердиться? Скорее всего ответ на этот вопрос следует искать в том, чему ее учили в детстве. Можно предположить следующую ситуацию: мать в детстве постоянно ругали и наказывали за ее неаккуратность. Или: в детстве все убирали за нее; теперь она ожидает того, что другие должны заботиться о порядке. Этот пример можно распространить и на пунктуальность, чистоплотность, вежливость, прилежание и т.п.

Типология возникновения базового конфликта

Попытаемся дать в сжатой форме типологию условий возникновения базового конфликта. Эта типология вполне применима для всех случаев, когда есть шанс или риск в воспитании.

Вторичный тип — переоценка значения вторичных способностей при недооценке первичных способностей.

Развитие. Вторичные способности в воспитании стоят на первом плане. Близкие ребенка, его окружение приучают его с самого раннего детства к таким социальным нормам, как прилежание и достижение успеха, аккуратность, пунктуальность, чистоплотность, послушание, бережливость и пр.

«Только очень редко мне позволяли приглашать других детей. Моя мать всегда говорила, что от них только беспорядок…» (26-летний инженер, трудности сближения с людьми, скованность и жалобы на сердце).

Стиль воспитания — строгое распределение времени, главная цель — послушание ребенка:

«Если ты не будешь делать то, что я велю, из тебя ничего не выйдет. Бери пример с меня, посмотри, чего я добился… «

Люди, у которых мотивация поступков определяется главным образом вторичными способностями, реагируют, как правило, следующим образом:

«Пока в моей деятельности есть успех, я чего-нибудь стою. Ни на что нельзя полагаться, кроме собственных достижений и успеха. Я все могу сделать сам. Я не нуждаюсь в посторонней помощи».

При таком стиле воспитания, справедливость преобладает над любовью. Средствами воспитания являются напоминания, угрозы, отказ в любви и телесные наказания.

Формы: из таких людей получаются следующие «типичные представители»: преуспевающий или тот, для кого превыше всего престиж; так называемый «объектно-нацеленный», т.е. человек, склонный рассматривать своего партнера только как объект для удовлетворения своих потребностей; «перфекционист», который часто склонен к насильственным (принудительным) действиям; «человек, с навязчивыми представлениями», а в религиозной сфере — это позиции интеллектуального сопротивления или лицемерного суеверия.

Наивно-первичный тип — преобладание первичных способностей при недооценке вторичных способностей.

Развитие. Первичные способности играют доминирующую роль в воспитании. Близкие в этом случае стараются устранить с пути все трудности. Ребенка освобождают от каких бы то ни было нагрузок и от ответственности.

«Моя мать все делала за меня»… (28-летняя пациентка, состояние тревоги, трудность засыпания, трудности в супружеских отношениях).

Для этого стиля воспитания характерно: нельзя перегружать ребенка, он не должен переутомляться.

«Дорогой мой, ты ведь не можешь это сделать. Дай я сделаю», — на что ребенок реагирует обычно так:

«Я не могу это сделать сам».

«Другие должны мне помочь».

«Если мне не помогут, все пропало».

Для такого типа реакции характерной воспитательной ситуацией является то, что любовь доминирует над справедливостью. Воспитательные средства — угроза лишить любви, поощрения, вознаграждения и благодарности.

Формы: развивается «легкоранимый», «скромный», «нарушитель спокойствия», «наивно-религиозный», «фанатик» и «пассивно-выжидательный тип» (как в сексуальном отношении, так и в трудовой деятельности). Причем доминирует пассивно-выжидательный тип. Ожидается, что другие устранят для них с пути все трудности так же, как это делали для них родители.

Двойственный (амбивалентный) тип — то первичные, то вторичные способности непоследовательно выдвигаются на первый план одним или несколькими воспитателями или близкими.

Развитие. Все, кто воспитывает ребенка, либо чувствуют неуверенность в вопросах воспитания, либо не придерживаются единого мнения. Они ведут себя непоследовательно и допускают, чтобы проникали тенденции наивно-первичной ориентации и вторичной в ходе воепитания характера и в способах реагирования. Их поведение по отношению к ребенку непоследовательно.

«Мама, ты хочешь, чтобы я играла во дворе. А если ботинки или платье чуть-чуть запачкаются,, ты ругаешь меня. А после того как отругала меня, ты сразу даешь мне шоколадку. Я не пойму, что с тобой… » (9-летняя девочка с плохо развитым вниманием; понукания со стороны других к умыванию).

Характерные высказывания этого типа людей:

«Я все могу сам… не мог бы ты мне все-таки помочь?»

«Я не знаю, чего я хочу: я хочу, и в то же время не хочу».

«Когда ты мне помогаешь, то мне это неприятно; когда же ты этого не делаешь, то это тоже не по мне».

Воспитание, как маятник, раскачивается между справедливостью и любовью. Средства воспитательного воздействия сменяют одно другое; часто воспитатель не заботится о том, что в восприятии ребенка эти приемы противоречат друг другу.

Формы: В результате двойственности в ориентации формируется «неуверенный характер и слабоволие, неспособность принимать решения» (гамлетовский тип характера); в сексуальном отношении -безответственность в характере, это человек, который любит своего партнера до тех пор, пока у него может быть чувство, что он им обладает. «Безответственный невротик» (временное чрезмерное внимание чередуется с внезапным охлаждением и уходом), «вечно ищущий» (двойственное отношение к религии).

Различная расстановка акцентов на актуальных способностях в процессе воспитания приводит к типичным формам воспитания и их последствиям. Особенно ярко выраженными типами характеров являются вторичный, наивно-первичный и двойственный. Этим трем типам характеров соответствуют определенные склонности к конфликтам, которые, однако, необязательно приводят к открытым конфликтам.

Возможность комментирования закрыта