Первичные способности

Многие родители считают, что они перестают понимать современную жизнь, окружающий мир, когда их дети начинают утверждать свою волю всеми доступными им средствами агрессии. Проявления агрессии родителями воспринимаются как нечто угрожающее, как опасный признак, чуждый характеру ребенка, даже как болезненное явление, не желая понимать того, что агрессивность, точно так же, как страх и подражание, являются главными компонентами развития ребенка.

Развитие первичных способностей в аспекте Страх-Агрессия-Подражание

Причина любой грубости – слабохарактерность (Сенека)

Способности ребенка проявляются уже в раннем возрасте, когда он, например, учится ходить. Тогда же возникает и первый страх. Ребенок идет, делая первый шаг, стремится вперед и боится упасть, опасаясь боли от падения. Это состояние повторяется в дальнейшем развитии: чередуются страх и агрессия, так называемое движение вперед. Опыт в учении непременно опирается на определенную модель, то есть приобретается через подражание. В раннем возрасте все зависит от того, как мать относится к развивающимся способностям ребенка.

Так, Анна Фрейд наблюдала в Англии во время войны, что дети боялись во время бомбежки только тогда, когда боялись их матери. Если же матери вели себя спокойно, то и дети оставались спокойными.

Страхи и агрессии занимают свое особое место в воспитании. Число детей, которых ежегодно убивают родители в ФРГ, примерно в 10 раз превышает число детей, которые стали жертвой сексуальных убийц, не принимая в расчет тех детей, с которыми ежедневно плохо обращаются родители. И причина здесь не в агрессии как какой-то роковой побудительной силы человека. Агрессия обычно сочетается со страхом и подражанием. Это явление достаточно изучено. Суть же этих уже известных явлений коренится в актуальных способностях.

Моделью, образцом для подражания является близкий человек, отношение которого к ребенку характеризуется вполне определенными установками.

Время

Люди, у которых никогда нет времени, делают меньше всего (Лихтенберг) Человека нельзя лепить как фигуру из пластилина. Во взаимоотношениях с близким человеком ребенок не только приспосабливается к его представлениям, но проявляет индивидуальные, только ему присущие личностные особенности. Близкие должны считаться с этим фактом и уделять достаточно времени ребенку либо партнеру. «Моя дочь во всем, должна быть лучше, чем другие дети: …

Доверие

Доверие — это нежное растение. Если оно увяло, то нескоро расцветет. (Бисмарк) Надежда обращена к будущему человека, она определяет это будущее. Она приводит к вере в особые способности, которыми наделен этот человек или которых от него ожидают. Когда эта вера подтверждается, когда способности развиваются соответственно ожиданиям, возникает доверие к этому человеку вообще: его принимают таким, каков он есть. Доверие зависит …

Единство

Единство в многообразии (Восточная мудрость) Так же, как нельзя утверждать, что тело, душа и разум просто сосуществуют рядом, точно так же поведение — это не просто совокупность проявлений приобретенных актуальных и базовых способностей. Человек обладает способностью интегрировать, объединять в функциональное элементы своей личности. Это означает, что какая-либо актуальная способность не является чем-то чужим, пришедшим извне, а принадлежит личности этого человека. …

Уверенность

Уверенность — это чаще всего результат размышлений и наблюдений (Шоги Эффенди) У человека тогда возникает уверенность, когда терпения его хватило для того, чтобы перешагнуть через все сомнения и понять процесс развития всех возможностей другого человека. Уверенность — это не копия ожиданий, возлагавшихся на ребенка, на партнера — такого рода «уверенность» привела бы только к разочарованию. Уверенность прежде всего допускает возможность …

Сомнение

Кто хочет вступить на правильный путь познания, тот должен вначале в полной мере испытать, что такое сомнение (Аристотель) Неуверенность, колебания, недостаточная вера в способности ребенка или партнера мы называем сомнением. Откуда берется сомнение? Это — результат известного разочарования в ожиданиях, надеждах, которые мы возлагаем на них. Для состояния сомнения характерны искаженные представления о временных измерениях, которые выражаются в диспропорции между …

Вера как первичная способность

Веруй в Бога, однако прочно привязывай своего верблюда (Мухаммед) Способности ребенка проявляются в процессе воспитания. Они еще не развиты, но мать, даже не видя пока проявления этих способностей, верит в них.

Надежда

Какой бы темной ни была ночь, вслед за ней всегда наступит утро. (Низами) Мы видим не только поведение своего партнера в настоящем, но и возможности его развития в будущем. Это ожидание выходит за пределы сиюминутного момента: мы надеемся, что произойдет нечто завтра, в будущем году или через неопределенное время. Наше отношение к будущему, которое выверяет истинную значимость событий настоящего, их …

Подражание

Создай себя сам, а потом оказывай влияние на других тем, что ты есть. (Вильгельм фон Гумбольдт) Примером, образцом для подражания может быть человек, или могут быть его действия, манера поведения тогда, когда его выбирают как эталон для собственного поведения, или когда ему подражают. Когда новый способ поведения перенимают и включают в собственный репертуар поведения; происходят следующие три процесса: Ребенок подражает …

Любовь — контакт — сексуальность

Любовь, как крылья, несет душу, подобно тому, как ноги несут тело (К. фон Сиена) Чувство уверенности — это стабильная основа того феномена, который определяют как любовь. Любовь — это эмоциональное отношение, которое может быть обращено на целый ряд объектов в различной степени. Таким образом, любовь представляет собой всеохватывающую способность с разными характерными особенностями. Нередко родители удивляются тому, что у их …

Терпение

Терпение — это дерево, корни которого горьки, а плоды — очень сладки (Персидская пословица) Чтобы принимать человека таким, каков он есть со всеми своими способностями, требуется немалое терпение. Это терпение выражается в том, что нужно способствовать постепенному формированию способностей и «терпеть», т.е. признавать своеобразие в развитии партнера, несмотря на возникающие сомнения и разочарования. Терпение равноценно по своему значению способности ждать, …

Рубрики

Сегодня читают:

Рекомендуем: