Методы проведения тренинга

Техника проведения тренингов. Методы проведения тренинга.

Статья


Каждый тренер в ходе занятия должен решить несколько основных задач: обучить людей навыкам работы с самим собой и окружающими, помочь участникам увидеть себя со стороны, снять некоторые запреты, которые накладываются на людей начиная с раннего детства, но в дальнейшем ему совершенно не нужные и, наконец, показать людям новые возможности общения с окружающими и самим собой.

Существует несколько методик, которые применяются для достижения наиболее эффективных результатов тренинга.

Первый метод – метод переноса, помогающий снять табу на некоторые темы в процессе разговора. Существуют ситуации, когда участники тренинга опасаются отвечать на некоторые вопросы, потому что боятся кого-то обидеть, задеть, что их точку зрения могут воспринять в негативном ключе. Тогда тренер применяет методику, давая участнику возможность перенести сложную для него ситуацию на других людей. Он может привести пример в себя, поставить в затруднительную ситуацию и попросить участника помочь найти выход. Также можно попросить участника представить себя на месте руководителя или просто другого, абстрактного человека, поставленного в эту ситуацию и поинтересоваться как бы он в таком случае поступил. Этот метод снимает определенный барьер, давая человеку почувствовать то, что ситуация его не касается прямо, поэтому он может смело говорить о ней все, что думает.

Метод «проверки реальностью». Он заключается в том, чтобы предоставить обучаемым конкретную реальную ситуацию, сформулировать проблему и задавать им наводящие вопросы, при этом не озвучивая методов решения проблемы. Задавая вопросы «как вы поступите в этой ситуации?», «что бы вы сделали, чтобы решить данную проблему?» и т.п. тренер предоставляет участникам возможность самостоятельно найти решение любой проблемы.

«Техника трех измерений». Данный метод являет собой так называемый трехмерный анализ ситуации, когда любая проблема рассматривается с трех точек зрения, ищется решение с каждой из них и на основе их формируется общее решение.

1. «ситуация»: необходимо выяснить в чем состоит проблема и чего не хватает для ее решения – времени, ресурсов и т.д.
2. «люди»: кто и каким образом связан с этой ситуацией – сотрудники, фирма-подрядчик, поставщик и т.п.
3. «я»: что необходимо слушателям для решения проблемы – знаний, умений, полномочий и т.п.

Таким образом, проблема рассматривается с трех сторон, ищутся различные решения и в итоге выбирается оптимальное. Данная методика может применяться и при самостоятельной работе после проведения тренинга.

И еще один метод – метод СВОТ, который заключается в том, что выявляются сильные и слабые стороны организации и самих участников и подробно анализируются. Тренер предлагает участникам ответить на следующие вопросы: в чем ваша сила? В чем ваша слабость? Какими вы обладаете возможностями? Что вам грозит в дальнейшем? Анализируя ответы на эти вопросы, каждый может определить для себя оптимальную стратегию развития себя в организации, каких подводных камней он может избежать и как наиболее эффективно может использовать свои сильные стороны.

Тренер сам выбирает более удобную для него методику проведения тренинга, учитывая при этом цели тренинга, свои возможности и возможности участников.