Четыре принципа лидера-слуги

Смелость и мораль лидера


1. Служение превыше собственных интересов. Лидеры сознательно используют свой талант для изменения и развития людей и организации. Желание помочь окружающим перевешивает стремление получить формальную должностную власть и установить личный контроль. Лидер этого типа следует своим убеждениям, даже если они не принесут экономического эффекта. С этой точки зрения, организация существует ради предоставления человеку наполненной смыслом работы, а человек существует ради выполнения этой работы для организации.

2. Прежде всего слушай других и вселяй в них уверенность. Лидер, служащий другим людям, не столько дает ответы, сколько задает вопросы. Важнейшим качеством здесь является умение слушать окружающих, понимать их проблемы и вселять в них уверенность. Лидер стремится выяснить желание группы и помочь удовлетворить его. Он не навязывает свою волю другим людям. Поняв окружающих, лидер способен определить оптимальный способ работы группы.

3. Доверяй людям и заслуживай их доверие. Лидеры создают атмосферу взаимного доверия, подтверждая делами свои слова, проявляя абсолютную честность, устраняя жесткий контроль и концентрируя внимание на благополучии окружающих. Они не утаивают информацию вне зависимости от ее содержания и принимают решения в соответствии с интересами группы, а не ради личной выгоды. Кроме того, лидеры этого типа предоставляют другим людям право принимать самостоятельные решения. Они вызывают доверие подчиненных, потому что не узурпируют власть, позволяющую устанавливать контроль и распределять вознаграждения. Лидер, служащий другим людям, обеспечивает их процветание.

4. Поддерживай окружающих и помогай им полностью раскрыть свой потенциал. Лидер, служащий другим людям, проявляет заботу о подчиненных и помогает им удовлетворить материальные и духовные потребности. Он верит, что каждый человек обладает особым потенциалом и способен изменить мир к лучшему. Лидер поддерживает окружающих, чтобы они сумели найти в себе силу духа и взять на себя ответственность. Это требует открытости, стремления быть чутким по отношению к другим людям и желания разделить заботы и трудности окружающих. Лидер, служащий другим людям, стимулирует личное развитие окружающих и помогает им увидеть более высокую цель работы.

Линда Берзински (Linda Burzynski), президент компании Molly Maid International, занимающейся уборкой помещений, усвоила эти принципы от одной из рядовых сотрудниц. Желая познакомиться ближе с работой персонала, она направилась с уборщицей Джейн Даун (Jane Down) в один из домов, где та должна была навести порядок. Войдя в дом, они увидели груды грязной посуды и остатки еды на кухне, разбросанные повсюду журналы и предметы одежды, клоки собачей шерсти на ковре и мебели. Берзински развернулась, чтобы уйти, но Джейн объяснила ей, что хозяйка дома пережила тяжелый развод и теперь ей приходится воспитывать троих непослушных детей.

«Ей очень тяжело, а чистота в доме вселяет в нее уверенность и оптимизм», - сказала Даун.
«Но вы выполняете работу, которая не входит в ваши обязанности», - возразила Линда.
«Мы должны помогать человеку, особенно когда ему трудно», - ответила Джейн.

По признанию Берзински, именно в тот день она поняла, что значит быть лидером, служащим другим людям и наполняющим смыслом сложную работу сотрудников. Другой пример лидера, который ставит служение людям превыше всего, представляет собой С. Уильям Поллард (С. William Pollard), председатель совета директоров компании ServiceMaster.