Главная Лидерство Научные концепции лидерства. Поведение лидера Джон Фрайер, главный инспектор школы округа Дюваль

Джон Фрайер, главный инспектор школы округа Дюваль

Будучи генералом ВВС США, Джон Фрайер хорошо знал, каким образом нужно определять цели и устанавливать высокие нормы работы. Многие полагали, что именно такой человек нужен для преодоления кризиса школьной системы округа Дюваль. Успеваемость учащихся этих школ была ниже установленных во Флориде норм, а работа пяти учебных заведений оценивалась местным Департаментом образования как неудовлетворительная. Получив должность главного школьного инспектора, Фрайер взялся за дело по-военному. Он разработал стратегический план, который жестко определял учебные цели и одинаковые дисциплины, изучавшиеся во всех без исключения школах округа. Главный инспектор установил высокие нормы для учителей и учащихся. Чтобы улучшить навыки чтения школьников, Фрайер заставил их читать по 25 книг в год. Родители жаловались, что к их детям предъявляются чрезвычайно жесткие требования, однако многие учащиеся стали выполнять их, и классы, в которых прочитывалось в общей сложности 100 книг, получали награды.

Многие учителя поначалу также скептически отнеслись к слишком высоким нормам, установленным главным инспектором. И все же военный опыт помог Фрайеру повести за собой преподавателей. Одна из причин успеха была связана с вовлечением учителей в процесс преобразований. «Наконец нам назначили инспектора, который способен выслушать нас», — говорит Терри Брейди (Terry Brady), возглавляющий местный профсоюз работников образования. Ежемесячно Фрайер проводил собрания с 10-15 учителями, а затем прилагал максимум сил, чтобы помочь им повысить свой профессиональный уровень. Постепенно учителя поняли, что поставленные перед ними высокие цели вполне достижимы. Сильвия Джонсон (Sylvia Johnson), директор одной из беднейших в округе школ — начальной школы Джексонвилла, говорит о положительном отношении учителей к тому, что высокие нормы не будут снижаться, как это делалось в прошлом. Так, пять лет назад лишь 10% учащихся школы Джексонвилла справлялись с письменными тестами. Теперь их число увеличилось до 83%.

Пока еще неясно, удастся ли Фрайеру окончательно вывести из кризиса школьную систему округа Дюваль, однако ему удалось усилить мотивацию преподавателей и учащихся. «В школьной системе можно обнаружить много хороших людей, — говорит Фрайер, — и вам лишь нужно научиться помогать им».

Джон Фрайер использовал инициирующую форму поведения, чтобы определить цели и установить высокие нормы. Эта форма поведения была бы обязательна для любого человека, перед которым поставили бы аналогичную задачу — вывести школьную систему округа Дюваль из кризиса. Однако главный школьный инспектор продемонстрировал также и внимательную форму поведения, чтобы преодолеть сопротивление учителей и вовлечь их в процесс изменений. Он задавал вопросы своим собеседникам и внимательно выслушивал их, понимая, что преподаватели, находящиеся «на передовой», лучше его осведомлены об имеющихся проблемах. Таким образом, Джона Фрайера можно классифицировать как лидера, в значительной степени проявляющего оба типа поведения.

Последующие исследования показали, что «внимательные» лидеры оказывают лучшее влияние на подчиненных по сравнению с «инициирующими» лидерами. Например, когда эффективность лидера связана с текучестью кадров и трудовыми конфликтами подчиненных, у «внимательного» лидера эти показатели более низкие. Зато у «инициирующего» лидера выше результаты и продуктивность работы групп. В исследованиях, где в центре внимания были командиры экипажей авиалайнеров и деканы университетских факультетов, выяснилось, что подчиненные оценивают выше тех лидеров, которые одновременно используют и инициирующую, и внимательную линии поведения, в то время как ниже оценивались лидеры, не способные одновременно проявлять оба типа поведения.

Возможность комментирования закрыта