Резюме и интерпретация


⇐ Научные концепции лидерства.

Основная идея этого раздела заключается в том, что ситуационные переменные влияют на результаты работы лидера. Ситуационные теории рассматривают взаимосвязь между лидером и организацией, а также воздействие стиля лидера, личностных качеств подчиненных и ситуационных переменных друг на друга. Ситуационная теория Фидлера, ситуационная теория Херси и Бланшара, теория пути-цели, модель Врума-Яго и концепция подмены лидерства показывают, как различные ситуации сочетаются с различными стилями поведения лидера.

Согласно теории Фидлера, лидер должен определить, благоприятна или неблагоприятна существующая ситуация для его стиля. Лидеры, ориентированные на задания, чаще всего преуспевают в очень благоприятных и в очень неблагоприятных ситуациях, тогда как лидеры, ориентированные на людей, в основном добиваются успеха в средних по благоприятности ситуациях.

Теория Херси и Бланшара предполагает, что лидеры могут адаптировать ориентированный на задания или взаимоотношения стиль под уровень готовности подчиненных.

Согласно теории пути-цели, лидерам следует использовать стиль, позволяющий указать подчиненным путь к желательным вознаграждениям.

В рамках модели Врума-Яго утверждается, что лидер определяет степень участия подчиненных в принятии решения, учитывая характеристики ситуации и отвечая на ряд диагностических вопросов; при этом лидер может использовать временную матрицу или матрицу развития.

Концепция подмены лидерства рекомендует лидерам адаптировать свой стиль к текущей ситуации таким образом, чтобы обеспечить недостающие ресурсы.

Учитывая характеристики заданий, подчиненных и организаций, лидеры могут выбирать стиль, который с наибольшей вероятностью приведет их к успеху. Поэтому эффективный лидер должен обладать диагностическими навыками и демонстрировать гибкость поведения.

⇐ Научные концепции лидерства.