Главная Лидерство Научные концепции лидерства. Поведение лидера Исследования университета штата Мичиган

Исследования университета штата Мичиган

В исследованиях университета штата Мичиган (University of Michigan) использовались другие методы изучения поведения эффективных и неэффективных лидеров. Эффективность лидеров связывалась с продуктивностью возглавляемых ими групп. На материалах первоначальных наблюдений была составлена анкета «Изучение организаций», которая не очень отличается от анкеты университета штата Огайо.

В итоге мичиганские ученые выделили два типа поведения лидеров, причем каждый тип оценивается по двум параметрам. Лидеры, ориентированные на сотрудников, концентрируют внимание на нуждах подчиненных, проявляя при этом два качества: они поддерживают позитивное взаимодействие и стремятся минимизировать конфликты. Ориентированный на сотрудников стиль лидерства соответствует концепту «внимательность». Взаимоотношения имеют очень большое значение для современных организаций, поэтому многие компании стремятся найти лидеров, способных наладить конструктивное взаимодействие между сотрудниками.

Например, Damark International, компания, выпускающая торговые каталоги, даже ввела для этого специальную должность. Марк Джоансон (Mark Johanson), директор по руководству и развитию команд, называет себя «менеджером взаимоотношений». Он работает с менеджерами компании, помогая им улучшать навыки взаимодействия и становиться ориентированными на сотрудников.

В противоположность первому типу лидер, ориентированный на работу, направляет деятельность подчиненных, стремясь повысить эффективность, сократить расходы и установить график работ. Этот тип связан с двумя качествами: стремлением к достижению целей и оптимизацией деятельности сотрудников. Поведение, ориентированное на работу, близко к категории «инициирующее поведение».

В отличие от исследователей университета Огайо, мичиганские ученые считают, что выделенные ими два типа поведения противопоставлены друг другу. Поэтому лидеру, проявляющему определенные поведенческие характеристики, приписывается ориентированный либо на сотрудников, либо на работу стиль поведения, но никак не оба вместе. Другое важное положение заключается в том, что поддерживающие своего лидера подчиненные часто сами проявляют формы поведения, связанные со стремлением к достижению целей, оптимизацией деятельности, конструктивным взаимодействием и минимизацией конфликтов, что способствует повышению результатов работы.

Кроме того, поведение лидера не только влияет на сотрудников, но и само находится под влиянием ситуационных факторов.

Возможность комментирования закрыта