От героизма к скромности

В настоящее время «лидеры-герои» отходят на второй план, уступая место трудолюбивым и скромным руководителям, работающим как бы в тени и спокойно создающим сильную компанию более за счет поддержки и развития персонала, чем за счет личных способностей и стремления к успеху.

В 1980-1990-е годы эффективное лидерство отождествлялось с сильным эгоцентричным человеком и высокими личными амбициями. Формированию такого образа способствовали и многочисленные публикации в прессе. Например, в начале 1980-х Ли Якокка (Lee ¡acocea) изображался как эпический герой, призванный спасти корпорацию Chrysler. В течение следующих 20 лет главные исполнительные директора крупных компаний сравнивались в прессе с суперзвездами. Их лица мелькали на первых полосах газет и журналов, и «выдающиеся» способности этих людей превозносились во всеуслышание.

Высказывание, сделанное в начале 1990-х Альбертом Дж. Данлэпом (Albert J. Dunlap), прозванным «дровосеком» за свои жесткие методы руководства компаниями Scott Paper и Sunbeam Corp., показывает, насколько популярен был в то время образ героя-лидера. «Большинство главных исполнительных директоров получают неоправданно высокое жалование, но лично я заслужил заработанные мною $100 миллионов, — пишет Данлэп в своей самохвалебной автобиографии. В своей сфере я суперзвезда, подобно Майклу Джордану (Michael Jordan) в баскетболе». Как нам сейчас известно, Данлэп вел нечестную игру, прикрываясь сомнительными бухгалтерскими трюками. Он нажил миллионы, ограбив при этом вверенные ему компании, сотрудников и акционеров. Конечно, далеко не все исполнительные директора ведут себя подобным образом, тем более что вереница громких корпоративных скандалов, вызванных нарушением этических норм, вынуждает лидеров отказываться от имиджа героя.

Лидеры, мыслящие категориями новой парадигмы, полностью лишены эгоцентризма. Джим Коллинз (Jim Collins), автор книги «От хорошего к великому», называет таких людей «лидерами пятого уровня». Они, в противоположность лидерам-героям, непретенциозны и часто находятся в тени, хотя при этом несут ответственность за все ошибки и неудачи возглавляемой ими организации. Лидеры пятого уровня (к ним, кстати, можно отнести руководителя MTV Тома Фрестона) предоставляют творческую свободу своим подчиненным и последователям. Объясняя успех организации, они ссылаются на работу сотрудников, скромно умалчивая о себе.

Несмотря на личную скромность, новые лидеры очень амбициозны в том, что касается работы их организации в целом. В этом смысле они стремятся достичь высоких и долгосрочных результатов. Такие люди воспитывают других лидеров, формируя корпоративную культуру, в которой высоко ценятся профессиональное мастерство и честность. Эгоцентричные лидеры склонны создавать организацию, в которой единственный герой окружен тысячью помощников. Руководители, мыслящие категориями новой парадигмы, создают организацию со многими лидерами, способными вести людей за собой и обеспечивать долгосрочный успех компании в будущем. Они стремятся к тому, чтобы полностью раскрыть потенциал сотрудников. Одним из таких лидеров является главный исполнительный директор компании Colgate-Palmolive Рубен Марк (Reuben Mark).

Возможность комментирования закрыта