В роли лидера Франсеза Хессельбейн (Frances Hesselbein)


⇐ Общие представления о лидерстве.

«Это были два самых лучших дня в моей карьере», - говорит Джорж Спаркс о времени, проведенном вместе с Франсезой Хессельбейн. Сейчас она является членом Ученого совета института «Лидер для лидера», главным редактором журнала «Leader to Leader» и автором нескольких книг, последняя из которых называется «Хессельбейн на посту лидера» (Hesselbein оп Leadership). Хессельбейн начала свою карьеру 40 лет назад в качестве добровольца Girl Scouts. Она сумела дорасти до главного исполнительного директора этой организации, насчитывающей 680 000 человек (лишь 1% которых составляют оплачиваемые сотрудники). За период своего лидерства Франсезе Хессельбейн, ушедшей в отставку в 1990 году, удалось значительно увеличить число членов Girl Scouts, привлечь в ее ряды многочисленных представителей меньшинств и создать одну из самых жизнеспособных организаций в США.

Описывая свою работу, Хессельбейн говорит, что старалась вызвать у каждого члена организации чувство сопричастности общему делу. Как отмечает Спаркс, наиболее заметным качеством Хессельбейн является способность понять человека на эмоциональном уровне: «Она внимательно выслушивала собеседника, а затем стремилась сделать так, чтобы человек сумел удовлетворить не только личные запросы, но и нужды организации». Хессельбейн считает, что достичь высоких результатов можно только в процессе взаимодействия с людьми, заботясь о них и проявляя к ним уважение. Главный сделанный ею вывод заключается в том, что для лидера неприемлемо высокомерное отношение к окружающим.

О лидерстве она пишет следующее: «Это довольно сложный и болезненный процесс. Его нельзя свести к ряду приемов и навыков. Лидер обладает смелостью и особыми человеческими качествами. Он никогда не нарушит этических норм и всегда будет очень чуток к окружающим».

Как отмечает Франсеза Хессельбейн, становление лидера может быть болезненным. Абрахам Залежник (Abraham Zaleznik) говорит, что лидер - это «человек, переживший второе рождение личности в процессе сложных психологических и социальных изменений». Чтобы быть лидером, человек должен адекватно оценивать себя и ту идею, которую он отстаивает. Лидеру необходимо сохранять постоянство, чтобы группа знала, чего от него можно ожидать. Согласно результатам опросов, люди склонны следовать за предсказуемым человеком, даже если взгляды лидера и последователей расходятся. И напротив, даже при совпадении воззрений люди не склонны следовать за человеком, часто меняющим свои взгляды. Одна сотрудница описывает лидера своей организации следующим образом: «Он обладал удивительным качеством притягивать к себе людей, проявляя по отношению к ним заботу и внимание. При этом он мог посмеяться над собой. Он сохранял концентрацию внимания в самых сложных ситуациях. Этот человек собственным примером вдохновлял вас добиваться самых высоких результатов, и всем окружающим хотелось быть рядом с ним».

Настоящие лидеры обладают рядом качеств, которые делают их влиятельными людьми. Например, для лидера более характерна открытость новым идеям, чем их критика. Лидеры способны заботиться о других и налаживать личные связи, разрушая эмоциональную дистанцию. Лидеры умеют выслушать и понять человека, они могут оказать помощь, избегая назойливых советов и распоряжений. Лидеры склонны к нонконформизму и готовы признавать нонконформизм других людей, не стремясь к тому, чтобы все мыслили одинаково; они могут сказать «нет», если несогласие приносит пользу общему делу. Лидеры разрушают традиционные границы, выходят за пределы комфортной зоны, принимают на себя риски, совершают ошибки и, извлекая из них урок, продолжают поступательное движение. Они сами устанавливают высокие моральные нормы, не соглашаясь с тем, чтобы слепо следовать моральным нормам, установленным другими людьми. Лидерам зачастую приходится переживать сложные времена, поскольку принятие рисков и инициация изменений могут вызывать сопротивление окружающих.

⇐ Общие представления о лидерстве.