Не каждый топ-менеджер автоматически становится лидером


⇐ Общие представления о лидерстве.

Многие лидеры находятся на перепутье между индустриальной эпохой и новой реальностью XXI века. Попытки наладить сотрудничество, передать властные полномочия и разнообразить труд часто терпят провал, потому что мышление как лидеров, так и сотрудников ограничено рамками старой парадигмы, в которой ценятся контроль, стабильность и гомогенность. С другой стороны, некоторые лидеры заходят слишком далеко в своем стремлении к передаче власти и автономии. Давая сотрудникам слишком много свободы, они не осуществляют надлежащего контроля, не прививают духа работы в командах, не отстаивают культурных ценностей, связанных с честностью и ответственностью. Кризис многих организаций объясняется сложностями перехода от старой парадигмы к новой. Так, многим лидерам трудно отказаться от методов, принесших организации успех в прошлом.

Одним из важнейших аспектов новой парадигмы лидерства является способность использовать навыки взаимодействия для формирования корпоративной культуры, в которой особо ценятся профессиональное мастерство, доверие и честность. Так, Джон Браун (John Brawn), главный исполнительный директор Stryker Corp., в полной мере оценил значение навыков взаимодействия при расширении бизнеса. Пытаясь разнообразить ассортимент продукции и не ограничивать его только производством больничных коек, он обнаружил, что сотрудники слабо вовлечены в процесс внедрения инноваций и решения проблем. Браун пришел к выводу, что виновником такого положения вещей во многом является он сам. Теперь он предоставляет менеджерам большую автономию, при этом контролируя и направляя их деятельность в нужное русло. Он сформировал корпоративную культуру, в которой высоко ценятся доверие и честность, что помогло Stryker превратиться в одну из ведущих компаний по выпуску медицинского оборудования, активы которой составляют $2,6 миллиарда.

Центром творческого лидерства, расположенным в Гринсборо, штат Северная Каролина, были проведены специальные исследования, в которых сравнивались успешные и неудачные топ-менеджеры. Менеджеры-неудачники были способными людьми, от которых многого ждали. Однако они достигли определенного уровня, а затем были уволены или вынуждены были уйти в отставку раньше времени, хотя и являлись прекрасными специалистами в своей сфере (например, в бухгалтерии или инжиниринге).

Как выяснилось, основные отличия между группами преуспевших и неудачников были связаны с навыками общения. Только 25% из группы неудачников умели нормально контактировать с людьми, в то время как у остальных 75% были слабо развиты навыки взаимодействия. Менеджеры-неудачники вели себя нечутко по отношению к окружающим, держали себя с ними резко, надменно, холодно, недоверчиво, чрезмерно амбициозно и эгоистично. Они были неспособны передать властные полномочия, создать команды и подобрать необходимых специалистов.

Интересно, что даже люди, доросшие до уровня главного исполнительного директора, иногда терпят неудачу из-за отсутствия навыков социального взаимодействия, неспособности подобрать нужных специалистов и оказать персоналу помощь в обучении. Лучшими лидерами являются те, что с вниманием относятся к окружающим и могут раскрыть их лучшие качества. Лидеры новой парадигмы ставят интересы людей на первое место. Кроме того, они более ценят изменения, чем стабильность; передачу властных полномочий, чем контроль; сотрудничество, чем соперничество; разнообразие, чем единообразие; честность, чем личные выгоды. Появилась даже целая индустрия, которая называется наставничество топ-менеджеров. Она призвана помочь лидерам осуществить переход к новой парадигме. В то время как консультанты в области менеджмента помогают руководителям оценить внешнюю ситуацию, в том числе операции компании и ее стратегические задачи, специалисты в области наставничества топ-менеджеров помогают им оценить собственные качества. Наставники объясняют лидерам, как избавиться от недостатков, мешающих лидерству, а затем помогают им развить навыки социального взаимодействия. Например, Дэвид Поттрак (David Pottruck), один из исполнительных директоров компании Charles Schwab & Co., обратился к наставнику с просьбой помочь разобраться в сложной окружающей обстановке.

⇐ Общие представления о лидерстве.