Составляющие эмоционального интеллекта

Ум и сердце лидера


⇐ Ум и сердце лидера.

Компоненты эмоционального интеллекта разбиты на четыре основные категории. Важно помнить, что эмоциональный интеллект усваивается и развивается. Любой человек может усилить качества, составляющие четыре указанные категории.

Самосознание

Самосознание можно рассматривать как основу всех остальных компонентов эмоционального интеллекта. Оно включает в себя способность человека оценивать собственные эмоции и понимать, как они влияют на работу и личную жизнь. Людям, хорошо знающим свои эмоциональные характеристики, легче быть хозяевами собственной жизни. Лидеры с высоким уровнем самосознания способны доверять своим чувствам, помогающим в трудные минуты принимать непростые решения. Иногда бывает неясно, нужно ли совершать крупную сделку, увольнять сотрудника, реорганизовывать бизнес, перераспределять рабочие обязанности. Когда информация из внешних источников оказывается недостаточной, лидерам следует полагаться на собственные чувства. Самосознание также включает в себя адекватную оценку своих сильных и слабых сторон и чувство уверенности в себе.

Владение собой

Владение собой - второй ключевой компонент эмоционального интеллекта, который можно определить как способность контролировать деструктивные или приносящие вред эмоции. Лидеры учатся сохранять эмоциональный баланс, чтобы беспокойство, тревога, страх или гнев не мешали ясности мышления. Владеть эмоциями значит не подавлять или скрывать их, а понимать, используя это понимание в различных ситуациях.

В эту категорию входят такие качества, как стремление вызвать доверие окружающих (проявление честности и прямоты), сознательность (ответственное отношение к своим обязанностям), способность к адаптации (умение приспосабливаться к изменениям), инициативность, расширяющая возможности человека, оптимизм, проявляющийся вопреки всем трудностям и неудачам.

Мартин Селигман (Martin Seligman), профессор психологии университета Пенсильвании (University of Pennsylvania), посоветовал руководству страховой компании MetLife принять на работу группу сотрудников, которые при прохождении тестов «на оптимизм» показывали высокие результаты, но не могли пройти обычных тестов на умение вести продажи. По сравнению с группой, члены которой хорошо проходили тесты на продажи, но при этом были пессимистичны, группа оптимистов совершала продаж на 21% больше в первый год работы и на 57% больше во второй год работы.

Социальное сознание

Социальное сознание - это способность понимать других. Социально сознательные лидеры проявляют эмпатию - умение поставить себя на место другого человека и понимание его мыслей и чувств. Такие лидеры могут рассмотреть ситуацию с нескольких точек зрения и наладить взаимодействие с людьми различных типов. Под характеристикой корпоративное сознание подразумевается способность наладить организационную деятельность и создать сеть контактов, а также выбрать наиболее подходящие для достижения положительных результатов формы поведения. Кроме того, социальное сознание подразумевает ориентацию на оказание услуг, т. е. способность определить и удовлетворить запросы сотрудников, потребителей или клиентов.

Менеджмент взаимоотношений

Менеджмент взаимоотношений - это способность налаживать контакты и взаимодействовать с другими людьми. Лидеры, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, чутко и доброжелательно относятся к окружающим. Они развивают персонал, вдохновляют сотрудников своей концепцией будущего, устанавливают нормальное общение, чутко реагируют на чувства других людей, оказывая на них положительное влияние. Эмоциональное понимание лидерами своих подчиненных способствует проведению позитивных изменений, налаживанию сотрудничества и работы в командах, устранению конфликтов. Такие лидеры создают сеть взаимоотношении внутри организации и за ее пределами.

Вместе взятые, четыре указанных компонента создают основу для эмоционального интеллекта, который лидеры могут использовать для более эффективного руководства командами и организациями. В недавних исследованиях консалтинговой фирмы Нау/McBer было выделено шесть стилей лидерства, каждый из которых связан с определенным компонентом эмоционального интеллекта. Лучшие из лидеров используют все компоненты, чтобы комбинировать стили или варьировать стиль в зависимости от ситуации или решаемой проблемы. Эмоциональная чуткость позволяет таким лидерам не только определить, какое воздействие они оказывают на подчиненных, но и адаптировать свое поведение для достижения наилучших результатов.

Джо Торри (Joe Torre), тренер бейсбольной команды «New York Yankees», использует эмоциональный интеллект, чтобы вдохновлять игроков на проявление своих лучших качеств. Джо Торри создал рабочую обстановку, о которой мечтают многие современные организации. В условиях, когда взаимоотношения с сотрудниками и потребителями более важны, чем технологии и материальные ресурсы, растет интерес к вопросам развития эмоционального интеллекта лидера. Всем лидерам необходимо уделять особое внимание созданию благоприятного эмоционального климата в своих организациях. События последних лет показывают, что эмоции имеют первостепенное значение как для отдельных людей, так и для организаций.

⇐ Ум и сердце лидера.