Восприятие: как лидеры интерпретируют опыт

Восприятие — это процесс осмысления внешней среды путем отбора, упорядочения и интерпретации информации. А раз существует много способов обработки и интерпретации информации, то люди могут значительно отличаться между собой по своему восприятию. В терминах психологических типов Майерса-Бриггса люди с сенсорным предпочтением основывают свое восприятие на том, что они считают фактами и деталями ситуации, тогда как лица интуитивного типа полагаются больше на свои впечатления. Восприятие является частью ментальной модели, определяя отношение лидера к окружающим, к ситуациям и событиям.

Восприятие мира столь естественно и спонтанно, что мы редко задумываемся о нем. Однако процесс восприятия можно разбить на составляющие.

Во-первых, мы получаем информацию через органы чувств (сенсорные данные). Затем наше сознание сканирует данные и отбирает те, которые будут обрабатываться дальше. После этого мы упорядочиваем отобранные данные в осмысленные паттерны с целью интерпретации и ответной реакции. Мы все погружены во внешнюю среду, но не каждый ее элемент важен для нашего восприятия. Мы чутко реагируем на одни стимулы (например, на знакомый голос, звучащий на расстоянии) и не замечаем других (таких, как шелест бумаги рядом с нами). Здесь выбор зависит от ряда факторов, в частности от характеристики человека и характеристики стимула.

Так, ценности, установки, личные качества и прошлый опыт лидера влияют на его выбор стимулов или сенсорных данных. Кроме того, многое зависит и от особенностей сенсорных данных. Люди склонны обращать внимание на то, что заметно отличается от окружающих стимулов, например на внезапный резкий звук в тихой комнате. Также лучше запоминаются непривычные стимулы. Начальнику сразу бросится в глаза сотрудник в яркой национальной одежде, если остальные подчиненные неизменно носят строгие деловые костюмы. И в зависимости от ценностей, убеждений и предположений лидера у него сложится положительное или отрицательное впечатление об этом сотруднике.

Зная о различных факторах, влияющих на восприятие и мышление, лидер может избежать некоторых ошибок перцепции, способных негативно сказаться на его деятельности. Одной из таких ошибок является стереотипность, которая представляет собой тенденцию относить личность человека к определенной широкой категории, а затем, делая обобщения, приписывать ему характеристики этой категории. Стереотипность мешает лидеру воспринимать сотрудника как индивидуальность, а сотруднику — в полной мере раскрыть свой потенциал.

Например, Джо Букер (Joe Booker) в полной мере испытал на себе негативные аспекты стереотипного восприятия со стороны окружающих, но его личные ценности и ментальная модель помогли ему преодолеть трудности и сделать прекрасную карьеру. В молодости он поступил в летную школу ВВС США, где оказался единственным афро-американцем. Его игнорировал инструктор, относившийся негативно к представителям этнических меньшинств. Не сдавшись, Букер отдавал учебе все силы и закончил школу с лучшими оценками в группе. С аналогичными предубеждениями он столкнулся, получив затем назначение на базу ВВС в Килере. Букер разрушил стереотипы окружающих, выполняя самые трудные задания и достигнув в работе профессионального мастерства. Благодаря этому он заставил коллег относиться к себе с уважением. Букер всегда стремился к карьерному росту и делал работу, позволявшую достичь намеченных целей. В настоящее время он является главным исполнительным директором двух успешных компаний, расположенных в Силиконовой долине.

Зная о предположениях и особенностях восприятия и понимая, как они влияют на эмоции и поведение, человек может сделать первый шаг к изменению своей ментальной модели и новому видению мира. Лидерам необходимо избавляться от устаревших ментальных моделей и признавать, что успешные еще вчера методы могут сегодня не работать. В условиях стремительных изменений внешней среды ссылки на то, что «так делалось всегда», — прямой путь к неудаче. Лидерам нужно критически оценивать собственные убеждения, предположения и особенности восприятия, чтобы разрушать стереотипы и первыми преодолевать возникающие трудности.

Лидеры вроде адмирала Альберта Конежны постоянно подвергают сомнению существующее положение вещей. Они ищут новые идеи, поощряют нетривиальные решения, изменяют ментальные модели и вдохновляют окружающих делать то же самое. В настоящее время вопросы мышления имеют первостепенное значение для успеха лидера.

Возможность комментирования закрыта