Открытость сознания

Развитие мышления лидера


⇐ Развитие мышления лидера.

Чтобы достичь независимости мышления, необходимо отказаться от привычных стереотипов и категорий, традиционно считающихся «правильными». Лидеры должны держать свои «ментальные мускулы расслабленными». Джон Китинг (John Keating), учитель частной школы из фильма «Общество мертвых поэтов», предлагал своим ученикам взобраться на парты, чтобы увидеть мир под другим углом зрения: «Я стою на парте, чтобы напомнить себе: мы должны каждый раз рассматривать мир по-новому. И отсюда мир выглядит иначе».

На поведение и мышление человека значительное воздействие оказывает сила обстоятельств, вызывающая так называемый «синдром щуки». Исследователи во время эксперимента поместили голодную щуку в одну половину аквариума, а несколько пескарей в другую, отделенную от первой стеклянной перегородкой. Щука сделала ряд попыток схватить пескарей, но каждый раз наталкивалась на стекло. В конце концов она «поняла», что пескари недоступны. Даже после удаления перегородки из аквариума щука не попыталась поймать добычу, потому что обстоятельства «убедили» ее в невозможности этого. Когда люди предполагают, что прошлый опыт позволяет им абсолютно точно оценить ситуацию, у них возникает «синдром щуки», т. е. они становятся неспособными отказаться от устоявшихся формул, выведенных из прошлого опыта, и им не удается рассмотреть возможные альтернативы с различных точек зрения.

Лидерам необходимо отказываться от некоторых выводов, которые они делали в прошлом, чтобы быть открытыми для новых идей. Эту открытость, или способность отказаться от предубеждений, называют также «сознанием начинающего». В то время как «разум эксперта» цепляется за идеи, основывающиеся на прошлом опыте и усвоенных знаниях, «сознание начинающего» подобно сознанию маленького ребенка, познающего мир.

Лауреат Нобелевской премии физик Ричард Фейнман (Richard Feynman), один из наиболее оригинальных ученых XX века, являет собой яркий пример «сознания начинающего». Тестирование его интеллекта давало результаты не выше среднего, однако Фейнман на всю жизнь сохранил любознательность ребенка, веря, что сомнения - это двигатель обучения и накопления знаний. Он всегда ставил перед собой вопросы, испытывал неопределенность, что-то начинал, сопротивлялся влиянию авторитетов, мешавших ему мыслить и действовать по-своему.

Эффективные лидеры стремятся сохранить открытость сознания и создают среду, в которой поощряется любознательность. Они рассматривают явление с различных точек зрения, понимая, что прошлый опыт создает ограничения. Вместо того чтобы видеть в каждой новой идее угрозу для себя, настоящие лидеры поощряют сотрудников открыто обсуждать различные гипотезы и высказывать альтернативные мнения.

Такие компании, как Microsoft, Southwest Airlines, Manco при приеме на работу ставят любознательность и стремление к обучению выше профессионального опыта и знаний. Руководители этих компаний поддерживают и награждают подчиненных, которые задают вопросы, преодолевают стереотипы, экспериментируют и обучаются. Например, любой сотрудник Manco имеет возможность получить отпуск для прохождения учебных курсов, будь то курсы делового менеджмента или обучение плетению корзин. Главный исполнительный директор компании Джек Краль (Jack Krahl) говорит по этому поводу: «Такая политика помогает людям понять, что более всего у нас ценятся любознательность и умение привнести ее в работу».

Для сохранения открытости сознания и лидеров, и рядовых сотрудников могут использоваться различные методы. Раджат Гупта (Rajat Gupta), управляющий директор компании McKinsey & Co., во время общих собраний непременно читает сотрудникам поэтические отрывки. «Поэзия помогает нам расширить кругозор, понять цель нашего бизнеса и наши ценности и осознать, что, сталкиваясь со сложными вопросами, мы не всегда находим верные ответы», - говорит Гупта.

⇐ Развитие мышления лидера.