Метамодель на практике

НЛП в повседневной жизни


Метамодель используется в трех основных целях:

• Она дает нам необходимую информацию, упущенную в результате удалений.

• Проясняет смысл сказанного с помощью вопроса: «Что вы имели в виду?»

• Выявляет ограничения, особенно в вопросах долженствования, следовательно, открывает больше возможностей выбора.

Кроме того, вопросы метамодели связаны с нейрологическими уровнями, о которых мы говорили. Например, подумайте над предложением: «Я не могу сделать этого здесь».

Вы можете задать массу вопросов, связанных с этим высказыванием. Выбор зависит от вашей цели. Прислушайтесь к ударению, поставленному говорящим. Обратите внимание на тон его голоса и жесты. В нашем варианте мы выделяем ударение шрифтом.

«Я не могу сделать этого здесь!» Ударение делается на уровень окружающей среды.

Вы можете ответить: «А где вы можете это сделать?»

«Я не могу сделать этого здесь!» Ударение - на уровень поведения.

Вы можете ответить: «Чего именно вы не можете сделать?» Таким образом, вы уточните удаление.

«Я не могу сделать этого здесь!» Ударение - на уровень способности.

Вы можете ответить: «Что вам мешает? Что вам нужно, чтобы сделать это?»

«Я не могу сделать этого здесь!» Ударение - на уровень убеждений.

Вы можете ответить: «Что произойдет, если вы это сделаете?» или «А, собственно, почему?»

И, наконец: «Я не могу сделать этого здесь!» Ударение - на уровень идентичности. Человек говорит, что не чувствует себя в состоянии сделать нечто подобное где бы то ни было. Вы можете спросить: «А кто может?»

Используйте вопросы метамодели при достижении взаимопонимания, поскольку они могут быть очень полезны. Прислушивайтесь к собеседнику. Сказанное им раскрывает его внутренний мир. Постарайтесь проникнуть в него, если, конечно, получите приглашение. Повторяемые вопросы могут создать впечатление допроса. Некоторые люди пользуются подобным приемом только в состоянии раздражения. Не превращайтесь в мета-монстра, задавая вопросы метамодели. Смягчайте их тоном голоса. Используйте такую форму: «Мне интересно...», «Не могли бы вы сказать мне...», «Я недопонял...».