Моделирование духовного опыта

НЛП в повседневной жизни


НЛП можно использовать для моделирования духовного опыта, как собственного, так и других людей. У каждого из нас есть модели, книги, опыт. НЛП помогает воспринимать духовность через личный опыт, а не постулаты религии, потому что духовный опыт, будь он христианский, иудейский, даосский, буддийский или любой другой, всегда имеет одинаковую структуру. Как же начать воспринимать, смоделировать его?

Человеческая жизнь - это ряд расставаний, за которыми следует единение. Мы постоянно постигаем себя, узнавая, кем не являемся. Ребенок, рождаясь, отделяется от матери. По мере взросления самосознание все больше отделяет его от мира и других людей. В нем развивается осознание собственной индивидуальности. Наконец он занимает независимую позицию: «Я есть я. Ты есть ты. Мы - не одинаковы».

Подростковый возраст ставит новые задачи - отделиться от ограничений семьи, войти в большой внешний мир. Став взрослыми, мы развиваем в себе чувство собственного «я», учимся знать и ценить себя как уникальную личность. Без этого шага невозможно продолжать духовное странствие.

Только обретя независимость, мы готовы исследовать взаимозависимость, поскольку не можем выйти за пределы собственного эго, если сначала не разовьем его в полной мере.

Духовное странствие парадоксально в том отношении, что мы должны постоянно развивать различные аспекты собственной личности, чтобы выйти за их пределы. Если их не развить, то невозможно и преодолеть. Мы должны познать себя, открыв то, кем, как уже сказано, не являемся.

Человек - это не его поведение, способности или убеждения. И даже не его идентичность. Кто же он? И какую практическую помощь может оказать ему в жизненном странствии НЛП?

Действуя в соответствии с его принципами, человек формирует в себе сильное ощущение внутреннего «я». А осознать себя можно, лишь проявляя любопытство к собственному опыту. При этом вы не должны осуждать себя: личные перемены и развитие - естественный процесс, а не тяжелая борьба, ведущаяся от случая к случаю. Если вам хорошо, значит, вы использовали нужные ресурсы в нужное время и в нужном месте. То, чем вы сейчас занимаетесь, может показаться неважным, но очень важно, что вы делаете это.

Достижение результатов дает чувство конгруэнтности и ясности относительно собственных желаний. Начав следовать за собой, вы становитесь менее зависимым, более спокойным - более конгруэнтным, гармоничным. Многие духовные книги говорят о мире и о человеке в нем как о процессе. НЛП исходит из того, что «я» - номинализаиия. Эго не является чем-то фиксированным, а представляет собой динамический процесс, принцип действий. Даже тело, которое кажется столь постоянным, находится в состоянии непрерывного изменения. Человек - река, а не статуя. Его кожа обновляется каждый месяц, каждые шесть недель - печень и каждые три месяца - кости. Девяносто восемь процентов атомов тела не находились в нем год назад.

Метамодель может показать нам удаления, искажения, обобщения, ограничивающие наш мир. Используя эту модель во внутреннем диалоге, мы начинаем понимать, какой характер носит эта наша беседа с собой. Внутренний диалог - один из принципиальных способов самоограничения. Именно в нем отождествляемся мы со своим поведением, пристрастиями, нелюбовью, даже с самим диалогом. Метамодель в сочетании с выбранными нами якорями может породить и разрушить триггеры причины-следствия, действия и реакции. Именно она приводит нас к реальному выбору своего эмоционального состояния, проясняет то, как язык формирует жизненный опыт, хотя способ «говорения» о чем-либо не определяет этот предмет или действие. Особенно же трудно беседовать о духовности, для чего необходимы метафоры. Язык способствует отделению света от мрака, имея дело с противоположностями, а духовность - со связью.

НЛП помогает нам осознать собственные пресуппозиции и убеждения. Эта наука объединяет нас с нашими чувствами, дает средства и возможность выйти из бесполезного транса. Она рассматривает оба пути: и во внешний мир чувств, и во внутренний - в мир субъективного опыта. НЛП погружает нас в текущий момент, сосредоточивая наше внимание на том, что мы действительно видим, слышим и чувствуем, а не на нашем истолковании всего этого. Мы должны полностью погрузиться в окружающий мир - духовный опыт возможен лишь в таком случае. И сделать это необходимо, несмотря на все противодействие и непостоянство.

Кроме того, важен баланс между сознательным и бессознательным разумом. В западной культуре принято безгранично доверять сознанию. И хотя мы не можем сознательно ни предсказать, что произойдет, ни управлять миром, нужно не опускать руки, а научиться ощущать границы сознания. Единственное, от чего следует избавиться, - это от иллюзии контроля, когда сознание берет на себя ответственность за происходящее. В действительности оно лишь определяет направление, а движется уже бессознательное.

Сознание подобно всаднику: оно определяет курс, но не может диктовать лошади, куда ей ставить ногу - той нужна направляющая сила. Поэтому раппорт, взаимопонимание, ресурсное отношение с бессознательным играет очень важную роль в нашей жизни. Особое духовное значение имеет взаимопонимание с бессознательным. И НЛП дает нам средства для его достижения.

Отделение поведения от намерения - еще один очень важный принцип. Оно происходит естественно при осознании того, что человек не есть его поведение. Этот процесс позволяет нам ощутить свою общность со всем человечеством. Но данный принцип не оправдывает те ужасные поступки, которые порой совершает человек: признать не значит оправдать.

НЛП пробуждает в нас чуткость к собственным убеждениям и пресуппозициям. Каково наше нормальное состояние? Страдание, бесплодные попытки или борьба с желаниями? Не становится ли последняя привычной для нас метафорой жизни? Что мы думаем о человечестве? Считаем ли мы всех людей не заслуживающими доверия или допускаем, что среди них все-таки есть исключения? А может быть, мы считаем всех людей совершенными созданиями, действующими исключительно с позитивными намерениями, даже если их поведение деструктивно, ошибочно и безосновательно?

Позитивное намерение невозможно доказать. Как и обратное. Но всегда есть выбор. Мы сами выбираем пресуппозиции, в соответствии с которыми строим жизнь.

И некоторым из нас удается сделать ее прекрасной, гармоничной.

Последняя часть духовного странствия - выход за границы самого себя, постижение своей глубинной натуры. Какова бы ни была реальность, наша карта дает нам лишь представление о ней. А для познания нужно испытание. Метафора духовного поиска очень часто заканчивается тем, что человек находит внутри себя то, что бесплодно искал вовне. Он думал, что не имеет этого, но затем понял, что есть у него все, что необходимо, только человек не всегда осознает это.

Какова бы ни была реальность, она не бывает внутренней или внешней. Она просто есть. И мы должны осознать себя ее частью. Мы настолько с ней слиты, что не можем объективно на нее посмотреть, как не можем, например, посмотреть внутрь собственных глаз.

Сознание всегда дуалистично - предметы могут быть такими или другими. Поэтому нам столь трудно усвоить данную концепцию. Пытаясь сделать это, мы отделяем ее от опыта, а потом оказывается, что и усваивать-то нечего. Наше сознание не способно увидеть всю картину в целом, если она не объединена со всем сущим, в том числе и с тем, что находится за пределами сознания.

Наши системы представления и чувства строят всего лишь карты, но они еще не сама территория. Однако это не означает, что нужно от всего отказаться. Чувства связывают нас с внешним миром, а что же связывает нас с миром внутренним? Возможно, медитация. Некоторые ее виды оказывают очень благотворное действие на нервную систему, переводя человека в состояние созерцательного бодрствования.

Моделируя духовный опыт, НЛП помогает нам проследить собственный путь. И только нам решать, следует ли его продолжать или нужно сделать передышку.

И напоследок мы хотим рассказать вам китайскую историю о мастере Чуаньцзы. Некто сказал ему, что его слова бесполезны. И он ответил: «Человек должен понять бесполезное, прежде чем ты сможешь рассказывать ему о полезном. Земля просторна и неоглядна, но человек использует только тот участок, на котором стоят его ступни. Если же ты решишь выбросить всю ту землю, на которой он не стоит, то сможет ли человек использовать то, что имеет?». «Нет, эта земля станет бесполезна», - ответил его собеседник. «Тогда, - сказал Чуань-цзы, - очевидно, что бесполезное тоже полезно».