Главная НЛП Метапрограммы восприятия Разукрупнение: метамодель

Разукрупнение: метамодель

Когда мы используем язык для перехода от общего к частному, то переходим от отдельных слов к конкретному опыту, который в них кроется, выявляем осуществленные удаления, искажения, обобщения реального опыта.

Для этого задаем ряд ключевых вопросов, которые служат нитью Ариадны и позволяют найти путь в лабиринте произнесенных слов, грамматических структур, систем представления. Эти вопросы приводят нас к чувственному опыту. Набор таких вопросов и был первой моделью НЛП, разработанной Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером в 1975 году. Она получила название метамодели.

Чтобы понять, что это такое, необходимо хотя бы вкратце рассмотреть различные способы удаления, искажения и обобщения, которые используются при переводе опыта в язык. Затем обратимся к конкретным вопросам, позволяющим разорвать эту связь.

Метамодель — это ряд вопросов. Некоторые из них — очевидны. Мы используем их не задумываясь. Другие более сложны, призваны выявить те неизбежные удаления, искажения, которые возникают в языке рада облегчения общения между собеседниками.

Использовать метамодель можно следующим образом. Прислушайтесь к произносимым словам и выясните, что из того, что могло бы придать предложению смысл, упущено. Что слушатель должен добавить интуитивно? (И может быть, ошибочно!)

Искажения

Мы искажаем информацию, превращая процесс в предмет. Существительное, образованное на основе глагола, называется номинализацией. Многие очень важные концепции нашей жизни являются номинализациями: любовь, правосудие, образование, убеждение, выбор, сотрудничество, страх, память… Искажения заключаются в том, что все эти существительные по сути своей являются глаголами. Процесс в буквальном смысле заморожен, остановлен, блокирован. Проблема с номинализациями заключается в том, что они статичны и …

Удаления

В одном из рассказов о Шерлоке Холмсе доктор Ватсон спрашивает: «Есть ли еще что-нибудь, на что вы хотели бы обратить мое внимание?» «На любопытный инцидент с собакой в ночное время», — отвечает Холмс. «Но собака ничего не делала ночью!» «Это-то и интересно!» — ответил Холмс. Подобно ночному бездействию собаки, удаления подозрительны самим своим наличием. Приведем пример: «Люди знают об этом …

Обобщения

Самые типичные примеры обобщений — это слова «всегда», «никогда», «все», «каждый». Они называются универсальными и не знают исключений, ограничивая вашу свободу, упрощают ваше видение, а вовсе не сам мир. Приведем примеры: «Я никогда не смогу этого сделать», «Никому нет до меня дела», «Тебя всегда нет, когда ты мне нужен». Иногда универсальные выражения менее очевидны: «Люди злы по природе», «Французская кухня …

Сравнения

Последнее предложение содержит в себе сравнение — «более». Мы используем в речи много сравнений — «лучше», «хуже», «больше», «меньше». В сравнении должно участвовать не менее двух предметов. Важно знать основу для сравнения. Вы должны спросить: «По сравнению с чем?» Например, вы говорите: «Я выступил плохо». Но в сравнении с чем? С вашим идеалом выступления? С вашим вчерашним выступлением? С выступлением …

Причина и следствие в метамоделях

Еще один пример искажения — связь причины и следствия в упрощенном виде. Вы нажимаете на кнопку выключателя, и зажигается свет. Вот вам причина и следствие. Хотя в действительности процесс гораздо более сложен. То, что мы воспринимаем как причину и следствие, на самом деле является связью материального мира, которую мы осознаем.

Рубрики

Сегодня читают:

Рекомендуем: