Формулирование целей организации


Написание стратегического плана без полного знания организационных целей похоже на торможение проезжающего мимо такси, и на вопрос водителя: «Куда поедем?», заявить: «Я не знаю, но везите меня куда-нибудь».

Прежде чем организация решит, чего она стремится добиться в сферах производства и торговли, вначале целесообразно установить набор ее ценностей; другими словами, решить, чего хочет добиться организация; какова ее общая цель, если не говорить только о прибыли. Разумеется, цели бизнеса должны базироваться на этих ценностях. В этом отношении интересно наблюдать за разными подходами Zenith и Motorola, двумя компаниями, выпускающими телевизоры. Zenith в основном ограничивают свою деятельность только телевизионной техникой, в то время как Motorola занимается многими направлениями, в том числе микропроцессорами и интегрированными схемами. Zenith главным образом осмысливает то, что она изготовляет, в то время как Motorola - то, за что она выступает. Эта компания определяет свою ключевую цель как «применение технологий, чтобы в результате этого люди получали выгоды».

Исходя из такого подхода, организации формулируют, чего они хотят добиться; такая формулировка обычно известна как заявление о миссии. Чтобы подобные декларации имели смысл, они должны включать пять основных характеристик.

  1. Должны вдохновлять сотрудников в самой компании.
  2. Должны выражать позицию, которая останется той же и через век.
  3. Должны помогать сотрудникам думать широко о том, что следует сделать, но что пока не реализовано.
  4. Должны помогать сотрудникам знать, что делать не нужно.
  5. Должны соответствовать сущности организации и действительно отражать ее коллективный дух.

Большое впечатление производит неформальное мнение о «карте», которая распределяется в компании Perot Systems среди всех ее сотрудников, а также среди «партнеров». В ней, в частности, утверждается следующее.

  • А знаете ли вы утверждения, с которыми выступает ваша организация? А вообще она делает это?
  • Что отличает вашу организацию от других, аналогичных ей?
  • Какова база потребителей, которую вы в первую очередь хотите обслуживать?
  • Почему люди хотят работать на вас?
  • Почему есть структуры, готовые вести с вами бизнес?