Актуальные способности и целостность

Тренинг разрешения конфликтов


Человек в нашем понимании представляет собой единство. Главную роль в этом единстве играют такие факторы, как тело, окружающий мир (ему соответствуют душа и восприятие и переживания человека), время (оно олицетворяет сознание и состояние человеческого духа). Актуальные способности формируются под воздействием этих трех измерений и в свою очередь оказывают влияние на отношение к этим сферам.

Актуальные способности и тело

Тело, как измерение, представляет собой совокупность биологических факторов, являющихся основой жизни. Сюда относятся органы обмена веществ: рефлексы, наследственность, физическое созревание, функции органов тела, функции органов чувств и жизненные потребности. То каким образом удовлетворяются жизненные потребности человека, определяет либо развитие актуальных способностей, либо их торможение. В этом смысле следует рассматривать формирование пунктуальности в связи с биологическими жизненными ритмами, такими как пробуждение, сон, появление чувства голода. Опрятность обусловлена воспитанием чистоплотности с раннего детства. В зависимости от того, как мать или другие близкие реагируют на индивидуальные потребности и физические особенности ребенка, создаются условия для формирования образа Я и личности взрослого человека. Таким образом, актуальные способности оказывают влияние на формирование личности человека. Они могут также оказывать воздействие и на самочувствие: жизненные события и конфликты, связанные с актуальными способностями, вызывают в психосоматической сфере изменения основного настроения, неустойчивость настроений, чувство страха (тревоги), агрессию или депрессию. Дальнейшие следствия этих явлений во многих случаях проявляются в виде органических заболеваний, обусловленных психосоматически. Неаккуратность и неточность одного человека может отразиться на "желчи и желудке" другого.

Не только биологические факторы оказывают влияние на поведение человека, но и физические свойства, как свои собственные, так и других людей. По отношению к этим другим людям часто возникает в глубине души, в эмоциональной сфере, определенное, очень прочно укоренившееся отношение. Так, например, некоторые не любят детей с рыжими волосами; мать любит своего малыша особенно за то, что он пухленький; юноша считает свои чрезмерно длинные руки и ноги отвратительными; тогда как влюбленный, восхищается длинными ногами предмета своего обожания.

Актуальные способности и окружающий мир

Подобно тому, как в семени содержится целый набор скрытых возможностей, которые разовьются под воздействием окружающей среды, так и развитие способностей человека в высшей степени зависит от его окружения. Окружающий мир, среда, как измерение определяется отношением человека к его социальному полю деятельности. Актуальные способности, как правило, непосредственно или косвенно определяют то, чего мы ждем от поведения других, а также наше собственное поведение. Например, мы ищем добросовестных, исполнительных, порядочных и достойных доверия работников для интересной деятельности.

Любой внутренний и внешний конфликт может быть в этом смысле описан понятиями актуальных способностей. С их воздействием мы сталкиваемся ежедневно и в личной жизни, и в коллективе: когда люди вступают в брак или разводятся, когда рушится дружба, когда кого-либо увольняют с работы, когда отношения между социальными группами и народами грозят превратиться в конфликт. Влияние традиций, также определяется прочно установившимися шаблонами (эталонами) актуальных способностей, как специфическими признаками той или иной группы и диктует ее отношение к другим группам.

Актуальные способности и время

Нарушения в развитии человека, относящиеся к таким сферам как тело и окружающая среда, это нарушения, связанные с временным измерением: «Я больше не доверяю людям, потому что меня однажды один человек бросил на произвол судьбы. Как я могу доверять своему ребенку после того, как он однажды солгал». Сущностные аспекты актуальных способностей благодаря фиксации становятся конфликтными потенциалами. Когда происходит смешение таких понятий, как прошедшее, настоящее и будущее, или когда их рассматривают изолированно, а не во взаимосвязи, то актуальные способности не удается дифференцировать в соответствии с требованиями времени. Собственное поведение и поведение окружающих (другого человека) предстает в искаженном виде из-за недоразумений.

Фиксация означает, таким образом, абсолютизацию какого-либо когда-то усвоенного правила поведения и является противоположным тому, что мы называем пониманием или стремлением к пониманию. Следующий пример иллюстрирует эти две противоположности - фиксацию и гибкость, способность к изменению своего отношения, т.е. к пониманию:

"Теперь я стала совсем другим человеком, не ссорюсь так часто со своим мужем. Раньше я постоянно выходила из себя из-за его неаккуратности и нечистоплотности. Сегодня я в состоянии спокойно обсуждать с ним все. Я пытаюсь понять моего мужа. Если, например, он не моется, я напоминаю ему, что это надо сделать. Я больше не делаю из этого трагедии" (26-летняя пациентка, которая раньше жаловалась на головные боли и сексуальные нарушения).

Актуальные способности - это не абстракции. Они ярче всего проявляются в поведении, связанном с такими измерениями развития, как тело, окружающая среда и время.