Актуальные способности

Тренинг разрешения конфликтов


По своему содержанию эти психологические реальные нормы можно разделить на две принципиально различные категории: мы назовем их вторичными и первичными способностями.

Вторичные способности приобретаются посредством усвоения сообщаемых знаний, и поэтому их следует отнести к познавательным способностям. В них отражаются нормы социальной группы данного лица. К ним относятся: пунктуальность, аккуратность, чистоплотность, послушание, вежливость, честность, точность, усердие, бережливость, справедливость, преуспевание (в делах), надежность (обязательность), добросовестность и т.д.

В описаниях и оценках повседневной жизни и во взаимных оценках партнеров вторичные способности играют решающую роль. Если кто-либо считает другого человека милым и симпатичным, то он так обосновывает свое отношение к нему: он порядочный и аккуратный, на него можно положиться. Отрицательное отношение выражают противоположными оценками: он несимпатичный человек, неряха, неточный, несправедливый, невежливый, скупой и не очень старательный.

Очень часто эти оценки и вызванные ими переживания оказывают свое влияние на настроение и физическое самочувствие человека. Так, например: педантичность, неряшливость, чистоплотность, ставшая ритуалом, нечистоплотность, преувеличенное требование точности, неточность, добросовестность, ставшая навязчивым состоянием, или же необязательность могут приводить не только к социальным конфликтам, но и к психическим и психосоматическим явлениям, преобразуясь в состояния тревоги, агрессии и подражания со всеми вытекающими из этого последствиями: в психике, в дыхательных путях, в сердечно-сосудистой системе, в желудочно-кишечном тракте, в опорно-двигательном аппарате, в нервной системе, в урогенитальной области и в области дерматологии.

"Стоит мне подумать о несправедливости моего шефа, как меня бросает в дрожь и мне делается плохо". (28-летняя служащая с психосоматическими нарушениями)

Сильный аффективный резонанс, вызывающий нарушения, связанные со вторичными способностями, можно объяснить только участием эмоций. Это находит свое выражение в первичных способностях.

Первичные способности, относятся к способности человека любить; они возникают с первого дня появления на свет благодаря контакту с близкими. Назовем эти способности: любовь, образец для подражания, терпение, время, контакт, сексуальность, вера, доверие, надежда, сомнение, уверенность и целостность/единство.

Некоторые из этих понятий в обычном словоупотреблении редко причисляются к категории способностей в узком смысле этого слова: пример для подражания (идеал), сомнение, уверенность и единство/ целостность. Отчасти они представляют собой психические процессы, в которых проявляются специфические способности, отчасти они проявляются как последствия, результат этих процессов. Так как эти формы проявления в высшей степени типичны, их можно включить в группу способностей. Говоря об этих способностях следует иметь в виду, что это не "чистые, изолированные факторы", а что они находятся в тесном взаимодействии друг с другом.

Когда мы говорим о первичных способностях, то это не означает, что они важнее, чем вторичные. Скорее понятие "первичный" указывает на то, что эти способности как бы первоначальны, близки к "Я" человека, относятся к эмоциональной сфере. Первичные способности представляют собой базисный феномен, фундамент, на котором надстраиваются вторичные способности. По своей сути первичные способности относятся к жизненному опыту, который был приобретен в связи со вторичными способностями. Ярким примером этого может быть такая фраза, высказанная 22-летней пациенткой:

"Я больше не доверяю своему мужу, потому что на него никогда нельзя положиться и потому что он непунктуален... "

И наоборот, вторичные способности оказывают свое усиливающее воздействие на первичные способности. Вот что, например, говорит 29-летняя пациентка:

"Я очень чувствительна к тому, что связано с соблюдением порядка. Если моя 8-летняя дочь неаккуратно, кое-как сделала домашнее задание, я выхожу из себя. Тогда я теряю терпение и могу быть агрессивной".

Вторичные и первичные способности выполняют функцию оружия, защиты или же предлога:

"Я не люблю своего мужа; я не переношу сексуальной близости с ним, потому что он не моется как следует и не убирает своих вещей. Одно представление о запахе его тела убивает всякое желание во мне" (24-летняя секретарша, сексуальные нарушения, нарушения кровообращения).

Список актуальных способностей можно было бы продолжить, однако 13 вторичных и 13 первичных способностей (актуальных способностей) охватывают сферы поведения, наиболее часто встречающиеся в межличностных отношениях. Другие сферы поведения можно рассматривать как оттенки или комбинации перечисленных выше способностей. Так, например, правдивость и искренность мы относим к честности, престиж и успех - к усердию, честность в партнерских отношениях мы понимаем как верность, а в социальном общении - как откровенность и искренность.

Социальные нормы можно представить, как актуальные способности в виде системы. На них основывается развитие человека, формирование его личности. Они определяют сущность социализации. Действие актуальных способностей можно наблюдать во всех культурах. Лишь их проявление различно и зависит от той или иной культуры.