Безвыходность и надежда

Тренинг разрешения конфликтов


Воспитание - это процесс взаимодействия, он многоплановый, в нем много участников. Главные участники этого взаимодействия, без сомнения, родители и дети. Оно, это взаимодействие, зависит от понимания родителями своей роли и от их представлений о воспитании, от отношения родителей между собой, от их отношения к обществу и от влияния воспитательных учреждений. Воспитание - это удел не только родителей, но и всех тех, кто в той или иной мере имеет к ним отношение и вольно или невольно оказывает на них длительное влияние.

Рука об руку с общественными изменениями идет изменение общепринятого стиля воспитания и его содержания. В наше время появилось больше возможностей и направлений для развития человека. Однако ситуация большого выбора возможностей обернулась ситуацией гораздо большей ответственности для родителей, учителей и воспитателей. Родители реагируют по-разному: одни хотят проявить понимание, другие испытывают неуверенность, есть и такие, кто из чувства противоречия высказываются с вызывающей самоуверенностью.

"Когда я вечером прихожу домой, - так говорит один отец, - дети уже в постели. Если они еще не хотят спать и мешают мне, то получают шлепки, тогда наступает тишина в доме. Моя жена, наконец, поняла, как хорошо применять давно испытанные методы".

"Я не бью своих детей, - рассказывает другой, - нельзя больше этого делать. В конце концов мы живем в современном обществе. Я купил своим детям собаку, с которой они по вечерам играют. Она доставляет им массу удовольствий, они берут ее к себе в спальную комнату. Они так заняты ею, что нам обеспечен спокойный вечер. Ведь нужно же иметь дома покой после целого дня работы".

Такие понятия, как авторитарный, снисходительный и антиавторитарный стили воспитания, не могут оставить сомнений в том, что почти у каждого человека есть свои собственные воспитательные приемы, которые к тому же связаны с определенной ситуацией. Можно сказать, что мы имеем дело с плюрализмом воспитательных стилей, для которых не может быть общепринятого масштаба, и едва ли есть какое-либо общее основание для их обсуждения. Не оттого, что недостаточно самых различных приемов воспитания, а оттого, что нет критериев, чтобы определить, при каких обстоятельствах, какой воспитательный прием будет наиболее уместным и своевременным.

Проблема неуверенности, безвыходности и надежды, перед лицом которой часто оказываются все, имеющие дело с воспитанием, приобретает первенствующее значение, одинаково важное для всех. Это обстоятельство вынуждает нас рассматривать проблему воспитания в рамках ситуации современного человека, ситуации данного общества и человечества в целом.