Время и воспитание

Тренинг разрешения конфликтов


Физические особенности человека и факторы окружающей среды сами, в свою очередь, зависят от другого измерения, называемого временем.

Временное измерение в отношении к недостаткам, порождаемым практикой воспитания, означает следующее: родители с ребенком обращаются так, как поступали с ними, как их воспитывали (идентификация), не принимая во внимание тех новых требований времени, среди которых оказывается ребенок: "Моему ребенку должно быть так же хорошо, как мне самому (самой)". Другая разновидность несоответствующей времени точки зрения проявляется тогда, когда родители критикуют как раз то воспитание, которое они сами на себе испытали, а в отношении к своим детям применяют диаметрально противоположный стиль воспитания: "Моему ребенку должно быть лучше, чем было мне". Они в такой же степени не учитывают индивидуальных склонностей ребенка и требований времени. Такое понимание смысла воспитания чаще всего таит в себе желания, надежды и пережитые родителями конфликты, хотя сами они этого и не осознают (проекция).

Пожалуй, самый распространенный стиль воспитания - индифферентный. Родители испытывают неуверенность. Они, правда, знают, что тот стиль воспитания, который испытали на себе они, проблематичен, поэтому они пытаются его изменить, однако не могут уйти ни от идентификации, ни от проекции. Свою непоследовательность, они маскируют терпимостью и снисходительностью. Ребенка воспитывают, придерживаясь сиюминутных установок, информации и настроений (генерализация).

Временное измерение имеет большое значение не только для стиля воспитания. Оно в большой степени присуще именно человеку. Это чисто человеческое свойство, способность. Если животное с самого своего появления на свет живет в настоящем, то человек обладает способностью располагать прошлым, настоящим и будущим. На одной из этих трех сфер времени он сосредотачивает свои впечатления, переживания, упадок духа, разочарования и подражания. "Бегство" в прошлое (в одиночество, в болезнь), "бегство" в настоящее (в работу) и "бегство" в будущее (в мечты) являются результатом. Такое отношение ко времени бывает причиной большинства человеческих конфликтов. Мы называем это явление нарушением временного измерения. Оно представляет собой неспособность воспринимать время как единство прошлого, настоящего и будущего. Как только человек перестает понимать время как измерение, появляются фиксации, сопротивление либо индифферентность. Подобного рода следствия можно наблюдать в политике, религии и науке. Джордано Бруно сожгли на костре как еретика в 1600 г.н.э., так как он, между прочим, распространял учение о том, что земля вращается вокруг солнца. Несколько лет спустя Галилей вынужден был отказаться от своих воззрений на строение вселенной. Когда З.Фрейд ознакомил Венское общество врачей со своей новой теорией, построенной на анализе случая мужской истерии, его встретили в штыки, так что он никогда больше не переступал порога этого Общества. Эти примеры можно приводить без конца.

Воспитание зависит от тех особенностей человеческой личности, от того образа человека, который является типичным для определенного общества. В становлении человеческой личности играют роль не только его тело и окружающий мир. Эти факторы можно полностью понять, только поставив их изменчивость в зависимость от воздействия временного измерения.