Типы матерей и отцов

Тренинг разрешения конфликтов


Те или иные формы воспитания, от которых зависят описанные выше типы реагирования, определяются характером поведения родителей.

Существуют различные возможности, в пределах которых можно взять на себя определенную роль в семье. В зависимости от этого встречаются различные типы матерей и отцов, которые в своих крайних проявлениях иной раз похожи на карикатуры. В жизни редко встречаются в чистом виде такие характеры.

Различные типы отцов

Терпеливый, как ангел. Наивный отец уходит от проблем своих детей, однако заботлив и проявляет к ним душевное внимание, сердечность.

Теоретик. Слова - это его сильная сторона, а дела - это к нему не относится. Он воспитывает согласно теории. На индивидуальность, неповторимость ребенка он обращает мало внимания.

Строгий и неумолимый отец. Его дети должны работать, а не играть. Он хочет, чтобы они чего-то достигли и имели успех. Он упорно преследует эти цели воспитания, т.е. достижение успеха. Упорный отец определяет, что ребенок может делать, а чего может не делать, и не оставляет ему свободного времени для самостоятельной деятельности.

Диктатор. Он воспитывает детей по-военному; дети для него - солдаты. Его строгая дисциплина требует беспрекословного повиновения; порядок, прилежание и пунктуальность - всего этого он энергично и упорно добивается. Очень часто в глубине души это добрый человек, однако он не умеет в воспитании соединять мягкость, доброту со строгостью. Отец-диктатор следит за тем, чтобы его приказания выполнялись, но предоставляет детям некоторую свободу.

Волшебник. Он предоставляет детям полную свободу и позволяет им все, если это его устраивает. Дети видят в нем товарища своих игр, а матери приходится многое терпеть из-за такой позиции отца.

Суверенный отец. Он относится к своим детям как к взрослым. Он не хвалит и не порицает. Он считает, что может воспитывать детей одним своим присутствием и как "немой слуга" выполнять свой долг воспитания.

Различные типы отцов точно так же можно свести к трем воспитательным формам:

- преобладание в воспитании вторичных способностей - теоретик, диктатор, неумолимый отец;

- преобладание наивно-первичных способностей - терпеливый ангел;

- двойственно-непоследовательное воспитание - волшебник, суверенный отец.

Хотя большинство родителей тяготеют к двойственному характеру воспитания, однако можно утверждать, что отцы больше придают значения формированию вторичных способностей, а матери - первичных.

Разумеется, что описанные выше типы - это абстракции, обобщения характерных признаков. В действительности все выглядит гораздо пестрее, редко можно встретить чистые характеры, гораздо чаще - смешанные, со всевозможными градациями и оттенками.

Существенная разница между описанными нами типичными жизненными принципами и наиболее часто встречающимися в жизни типологиями заключается в том, что мы представляем себе типичное реагирование в динамике, по отношению к условиям его формирования. Конституция и задатки играют здесь второстепенную роль. Из этого следует дальнейший вывод: любая форма воспитания, а также любая роль родителей не является какой-то неизбежностью судьбы, а может меняться в зависимости от требований времени. Типы реагирований точно так же, как типы матерей и отцов, - это наиболее характерные отношения, позиции, жизненные принципы, которые мы очень часто обнаруживаем в психотерапевтической практике в связи с соответствующими нарушениями. Обосновать эту причинную связь в свете актуальных способностей на основе статистических данных - задача будущего.

Воспитательные формы и их следствия мы предлагаем определять при помощи терминологии теории актуальных способностей, следующим образом:

Наивно-первичный тип: развитию первичных способностей придают больше значения, чем вторичных;

Вторичный тип: развитию вторичных способностей придают больше значения, чем первичных;

Двойственно-непоследовательный тип: первичным и вторичным способностям близкие придают непоследовательно то или иное значение.