Функции актуальных способностей

Тренинг разрешения конфликтов


Они являются описательными категориями. Поведение человека можно достаточно полно описать в категориях актуальных способностей сточки зрения межличностных и внутриличностных конфликтов, а также потенциала его способностей.

Они являются переменными величинами социализации. Актуальные способности представляют собой суть, содержание воспитания. Они формируются у человека в соответствии с потребностями общества. Так, индустриальное общество основывается на таких формах проявления актуальных способностей, как пунктуальность, точность, порядок, прилежание и надежность. Признаком желаемого для индустриального общества образца поведения является некоторое пренебрежение сферой первичных способностей. Эту же мысль мы находим у авторов других теорий, выраженную при помощи термина отказ от чувственных влечений.

Они могут в душевной жизни человека, в его внутреннем мире заменить религию. Будучи абсолютизированными, способности извлекаются из контекста их функциональной роли и выдвигаются в центр картины мира и образа человека, его внутреннего мира: «За порядок я готов отдать полжизни; я только тогда чего-нибудь стою, когда добиваюсь успеха; человек отличается от животного организованностью и успехом; тот, на кого нельзя положиться, не существует для меня; я хочу уйти с работы, потому что мой коллега такой грубиян; я не стал сдавать выпускных экзаменов, потому что не мог выносить несправедливости моего учителя». Здесь смешиваются средства и цель.

В различных ситуациях они действуют как маскировка. В некоторых случаях, чтобы достигнуть какой-либо цели, человеку кажется целесообразным притвориться, изобразить те актуальные способности, которых на самом деле у него нет. Это притворство не всегда бывает осознанным. Примером этого может быть вежливость и нежность жениха, который после свадьбы превращается в самодовольного и властного диктатора.

Они могут служить оружием и средством защиты. Эмоциональная реакция на актуальные способности позволяет им превратиться в своеобразное оружие: «Раз ты сердишь меня своим беспорядком, то и мне нечего быть с тобой вежливой; раз ты своим нетерпением раздражаешь и изводишь меня, то я заставлю тебя ждать меня; раз ты ленивый и непослушный, то мы требуем, чтобы ты убирал в коридоре; раз у тебя так мало времени для меня, то я не буду с тобою нежной».

В подобной ситуации человек не замечают того, что по отношению к другому он ведет себя как настоящий садист. Наказание и страдание другого доставляют ему удовольствие. Острие оружия «актуальные способности» может быть направлено и на самого себя, становясь источником положительных или отрицательных эмоций: «Из вежливости я не говорю гостю, пришедшему без предупреждения, что как раз сейчас у меня назначена важная встреча; из-за недостаточной честности я пропускаю важную встречу и злюсь на моего посетителя и на самого себя». Есть люди, у которых есть удивительный талант постоянно опаздывать на назначенные встречи или пропускать их и тем самым вызывать к себе неприязнь.

Первичные и вторичные актуальные способности взаимосвязаны между собой в рамках личности человека. Вторичные способности - это категории поведения; первичные способности - это эмоциональные категории. Это отличие имеет особенно большое значение, если речь идет о формировании поведения и эмоций. Разные способы поведения приобретают эмоциональную окраску благодаря первичным способностям. Так, например, только из-за недостатка терпения мы можем сердиться на неточность кого-либо. Досада в свою очередь является эмоциональным проявлением. Первичные способности - это основа, на которой надстраиваются вторичные способности.

Эмоциональная сфера при этом действует в направлении усиления, поощрения или наказания какой-то поведенческой области вторичных способностей. И наоборот, на определенные поведенческие формы вторичных способностей накладывается эмоциональный резонанс первичных способностей. К дисциплинированному, надежному и исполнительному человеку мы скорее начинаем испытывать доверие, скорее верим в его возможности, чем к тому, кто своеволен или ненадежен. Непослушание или ненадежность часто по этой причине приводит к потере доверия. Причиной конфликтов между близкими людьми, между родителями или воспитателями и детьми является нередко именно такая взаимосвязь «послушание-доверие». Все окружающие ребенка люди, привыкшие к его послушанию с малых лет, оказываются часто не только беспомощными перед стремлением юноши или девушки к самостоятельности, но и относятся к этому с большим сомнением и недоверием. Внешние признаки личной самостоятельности, такие как распределение времени по своему усмотрению, собственные представления о стиле одежды, о профессии и круге общения становятся символом кризиса доверия: родители и воспитатели не доверяют своим детям (и, следовательно, результатам своего собственного воспитания). Молодые люди чувствуют, что родители их не понимают и считают неспособными вызывать доверие и на основе его строить взаимоотношения. Подобно тому как доверие может быть связано с послушанием и надежностью, оно точно так же может быть связано с другими вторичными сферами поведения, например, с вежливостью, пунктуальностью, прилежанием и способностью к успешной деятельности. Эти процессы не ограничиваются одной лишь узкой сферой воспитания, а характерны также для партнерских и межличностных отношений.

Тот факт, что вторичные и первичные способности теснейшим образом связаны между собой не только в процессе развития отдельного человека, но и в отношениях между партнерами, их можно назвать корреспондирующими (взаимосвязанными) способностями. Опыт показывает, что сдвиги в ту или иную сторону внутри актуальных способностей и особенно отдельных корреспондирующих способностей могут приводить к ограничению всей системы ценностной ориентации личности.