Первичные способности

Тренинг разрешения конфликтов


Многие родители считают, что они перестают понимать современную жизнь, окружающий мир, когда их дети начинают утверждать свою волю всеми доступными им средствами агрессии. Проявления агрессии родителями воспринимаются как нечто угрожающее, как опасный признак, чуждый характеру ребенка, даже как болезненное явление, не желая понимать того, что агрессивность, точно так же, как страх и подражание, являются главными компонентами развития ребенка.

Развитие первичных способностей в аспекте Страх-Агрессия-Подражание

Причина любой грубости – слабохарактерность (Сенека)

Способности ребенка проявляются уже в раннем возрасте, когда он, например, учится ходить. Тогда же возникает и первый страх. Ребенок идет, делая первый шаг, стремится вперед и боится упасть, опасаясь боли от падения. Это состояние повторяется в дальнейшем развитии: чередуются страх и агрессия, так называемое движение вперед. Опыт в учении непременно опирается на определенную модель, то есть приобретается через подражание. В раннем возрасте все зависит от того, как мать относится к развивающимся способностям ребенка.

Так, Анна Фрейд наблюдала в Англии во время войны, что дети боялись во время бомбежки только тогда, когда боялись их матери. Если же матери вели себя спокойно, то и дети оставались спокойными.

Страхи и агрессии занимают свое особое место в воспитании. Число детей, которых ежегодно убивают родители в ФРГ, примерно в 10 раз превышает число детей, которые стали жертвой сексуальных убийц, не принимая в расчет тех детей, с которыми ежедневно плохо обращаются родители. И причина здесь не в агрессии как какой-то роковой побудительной силы человека. Агрессия обычно сочетается со страхом и подражанием. Это явление достаточно изучено. Суть же этих уже известных явлений коренится в актуальных способностях.

Моделью, образцом для подражания является близкий человек, отношение которого к ребенку характеризуется вполне определенными установками.