Любовь - контакт - сексуальность

Тренинг разрешения конфликтов


Любовь, как крылья, несет душу, подобно тому, как ноги несут тело (К. фон Сиена)

Чувство уверенности - это стабильная основа того феномена, который определяют как любовь. Любовь - это эмоциональное отношение, которое может быть обращено на целый ряд объектов в различной степени. Таким образом, любовь представляет собой всеохватывающую способность с разными характерными особенностями. Нередко родители удивляются тому, что у их ребенка есть то или иное нарушение, несмотря на то, что они проявляют столько любви к нему. При более близком ознакомлении с этой семьей оказывается, что любовь, которую расточали родители, была неопределенной, слишком общей, недостаточно дифференцированной. Общая рекомендация: "Дарите ребенку больше любви" помогает очень мало, если одновременно нет ясности, в какой сфере есть дефицит любви и какому виду эмоционального отношения следует уделить особое внимание. Любовь может быть направлена на свое "Я". В какой-то степени она даже должна быть вначале направлена на свое "Я", чтобы вообще создать прочное отношение к этому чувству.

В своей первоначальной форме любовь проявляется в отношениях между матерью и ребенком. Ребенку необходимо любовное внимание матери или другого близкого лица. На этой элементарной стадии у ребенка зарождаются основы доверия. Если начинает брать верх недостаточное удовлетворение потребности в защите от инстинктивных страхов, то может появиться изначальное чувство недоверия.

Эмоционально окрашенное внимание к кому-либо - любовь - не существует в безвоздушном пространстве, оно всегда направлено на различные сферы поведения и свойства. Следует отличать способность любить от способности уметь быть любимым. Один ведет себя так, что симпатии так и летят к нему. Другой же прилагает много эмоциональных усилий и, однако, не находит отклика, потому что поведение его не соответствует тому, чего от него ждут. Любовь и эмоциональное внимание могут во многих случаях служить оружием:

Любовь как "огнестрельное оружие": Близкий человек хвалит и благодарит при каждом удобном случае словами, жестами, мимикой, поступками или же отнимает у партнера всякую работу и выполняет ее за него сам. В результате у партнера возникают комплекс благодарности, тяжелые переживания при расставании, слишком сильная идентификация, трудности в непривычной обстановке. Вторичные способности в этом случае не получили достаточного развития.

Любовь как "холодное оружие": Это выражается в том, что отказывают в любви, применяются угрозы, предупреждения, наказания. Люди, испытывающие такие проявления любви, кажутся выдрессированными, вялыми, безынициативными, или же односторонне ориентированными на достижение успеха в деятельности. Эмоциональная сфера у них слабо развита.

"Контрастный душ": В этих случаях применяют разные непредсказуемые приемы воспитания. Те, кто испытывает на себе такую "любовь", становятся людьми неспособными к привязанности и к принятию решений, легко поддаются влиянию и приспосабливаются к тем, которые для них выгоднее всего.

Любовь к "Ты", т.е. к другому человеку, проявляется в самых разных формах, обусловленных этим "Ты": это может быть мать или отец, братья и сестры, товарищи по играм, друзья и подруги, возлюбленные и супруги. Во всех этих случаях любовь бывает разной. Мы по-разному любим собачку, кошку или друга, которого в данный момент у нас нет, но о котором мечтаем.

Очень важным источником отношения к "Ты" является сексуальность. Мы говорим большей частью о сексуальности тогда, когда имеем дело с половозрелым человеком. Бесспорно, сексуальность, направленная на "Ты", появляется только в этом возрасте. Тем не менее существует с самого раннего детства направленная на "Я" эгоцентричная сексуальность. У созревшего в половом отношении человека эта форма любви выражается в пассивно-выжидательном поведении: "Вот он я, люби меня". В основе этого поведения - наивно-примитивные приемы воспитания. Люди с таким выжидательным поведением обычно испытывают разочарование. Если мы любим, то мы должны общаться с тем, кого любим: но мы должны вначале знать, как мы будем это делать. Как раз такого умения и нет у тех, для кого типично пассивно-выжидательное поведение.

23-летний студент жалуется: "Мне бы очень хотелось иметь любимую девушку, но я совершенно теряюсь в женском обществе. Я не знаю, как это делается. Стоит мне увидеть в университете симпатичную девушку, как вдруг на меня находит что-то вроде паралича, и я не могу вымолвить ни слова. Мне только и остается, что заниматься мастурбацией".

В данном случае нельзя говорить о том, что у этого человека нарушена способность любить. Скорее всего ему недоставало знаний, как вести себя подобающим образом, как дать почувствовать другому, что ты его любишь.

Полной противоположностью этого является бесчувственный тип. У него нет недостатка в знаниях, он знает как себя вести. Этого рода люди (мужчины или женщины) прекрасно знают, как влюбить в себя Другого, очаровать его или ее. Но у него или у нее нет ни желания, ни способности проявить эмоциональные отношения к партнеру, иными словами, любить другого и быть им любимым.

Многие люди придают большое значение тому, чтобы развивать эмоциональные отношения и завоевать привязанность к себе других. Они любят и ведут себя так, чтобы их тоже любили. Однако интерес к партнеру начинает уменьшаться с того момента, когда цель достигнута, когда друг или подруга завоеваны, когда женщина или мужчина вступили в брак. Не менее характерна и такая ситуация: учение закончено, финансовые трудности позади, дети стали самостоятельными и разъехались в разные стороны. И вот после того как с большими усилиями достигнута цель, появляется чувство пустоты и пресыщения. Мы называем такой тип поведения и способ реагирования "типом уволившегося". Это последствие двойственного характера воспитания.

Несмотря на то что многие люди ничего другого для себя не желают, как жить со своим партнером на каком-нибудь необитаемом острове, наши социальные отношения исключают возможность такой изоляции двоих. Мы живем среди других людей и зависим от них в той или иной степени.

Когда мы говорим о способности к контакту, то имеем в виду способность и готовность общаться с другими людьми, родителями, партнерами, коллегами и социальными группами, а также проявить любовь и интерес к животным, растениям, вещам, предметам. Этот направленный интерес и внимание у некоторых людей бывают связаны со страхом и агрессией. И действительно, социальный контакт - это не только утверждение себя, но он в известной степени таит в себе угрозу: в споре с другими собственные представления о ценностях могут оказаться сомнительными. Для некоторых это достаточное основание для того, чтобы искать контакт только там, где можно рассчитывать на согласие, на совпадение взглядов, где преобладают одинаковые образцы актуальных способностей.

Известно, что мы склонны к тому, чтобы искать друзей среди таких людей, которые мыслят подобно нам, имеют те же взгляды на определенные вещи и не слишком отличаются от нас в отношении вкусов и увлечений любимыми занятиями. Если группа людей-единомышленников объединяется на этих основаниях, то создается определенный репертуар ответов и тем самым возможность понимать друг друга с полуслова. Через какое-то время оказывается, что уже нет ничего нового, что можно было бы сказать друг другу, люди довольствуются тем, что повторяют и выслушивают одно и то же, и их это вполне устраивает. Если же в группе общества встречаются люди, разные по культуре и воспитанию, то легко возникает неловкость, натянутость отношений. Это можно объяснить тем, что существуют разные способы поведения и неодинаковые ожидания.

Представим себе, что кто-то из членов данной группы привык придавать вежливости особое значение. Он постарается не вступать в конфликты с другими, однако он будет снисходительным и терпеть невежливость окружающих в очень незначительных пределах. Другой же член группы, напротив, может считать такое поведение лицемерным и неискренним, т.к. он привык прямо высказывать свое мнение. Достаточно одного этого взрывоопасного столкновения противоположных взглядов для того, чтобы распалась группа.

Человек, однако, вступает в контакт не только с такими хорошо известными величинами как "Я", "Ты" или группа ("Мы"). У него есть отношения и к чему-то еще не известному или даже для него непознаваемому. Имеются в виду такие вопросы, как: "В чем смысл его жизни? Что такое Бог?" С одной стороны, человек смертен. Его земному существованию поставлены границы. Мысленно человек постигает непознанное, пытаясь найти ответы на вечные вопросы бытия, разобраться с прошлым, настоящим и будущим, опираясь на веру в Бога.

Симптомы

Страх; неуверенность; боязнь любви; недоверие; ревность; ранимость, обидчивость; преувеличенные ожидания; капризы; обедненный мир чувств; необщительность; преувеличения.