Первичные и вторичные способности

Тренинг разрешения конфликтов


Любопытные и слон

Однажды в одну деревню привезли слона. Но ее жители никогда не видели этого животного и не знали как оно выглядит. Слона выставили в темном помещении с тем, чтобы показать на следующий день на площади. Но было несколько человек, которые от любопытства не смогли удержаться, и ночью проникли в помещение, где находился слон. Так как было очень темно, люди не могли ничего увидеть, и тогда они стали его ощупывать, чтобы представить, как он выглядит. Слон был огромен, а потому каждый из посетителей мог ощупать только какую-то часть животного и получить от этого свое представление о нем. Один из посетителей обхватил его ногу и стал разъяснять всем, что слон похож на огромную колонну; другой ощупывал бивни и сказал, что слон - это острый предмет; третий, ухвативший животное за ухо, решил, что он отдаленно напоминает веер; четвертый, который гладил слона по спине, утверждал, что слон такой же прямой и плоский, как лежанка.

Каждый видит правильно, но не каждый видит все. Один хотел бы иметь здорового, крепкого ребенка, другой - хорошо успевающего в учении и энергичного, третий - нуждающегося в привязанности и помощи. Одна женщина ищет себе мужа, преуспевающего в карьере; другая хочет, чтобы супруг был вежливым, внимательным, склонным к нежности. Один мужчина мечтает о порядочной, домовитой жене-матери, другой - о честолюбивой, деловой, самостоятельной. Все они пытаются представить себе своего партнера, понять его, однако подходят к этому только с какой-то одной точки зрения. Человека представляют себе только как носителя немногих качеств, вместо того чтобы видеть в нем целостную личность.

Многообразие актуальных способностей в каждом человеке проявляется по-разному. Бывает, что для партнера оказывается совершенной неожиданностью, открытием, что у партнера наряду с до сих пор известными привычными способностями есть еще и какие-то другие, может быть, даже совсем незаурядные.

Актуальные способности играют огромную роль и в нашей профессиональной деятельности, и в личной жизни. Современная цивилизация основывается на них. На них строится воспитание. На их основе образуются межличностные и партнерские отношения. Примечательно, что каждый имеет с ними дело, но только очень немногие знают что-либо об их значении. Даже самые известные словари и энциклопедии почти не уделяют им внимания: либо они упоминаются, и то не всегда, либо дается лишь краткое их толкование. Тем не менее их недооценка или чрезмерное акцентирование, их обобщение в отношении целых сфер жизни или их перенос на другого человека нередко приводит к конфликтам в эмоциональной сфере или в поведении, иногда даже к психосоматическим нарушениям.