Человек - животное

Тренинг разрешения конфликтов


В этот день мы одарим твой взгляд способностью различать (Мухаммед)

Неправильная установка:

Я считаю, что все предшествующее развитие человека ничем не отличается от развития животного и не требует никаких дополнительных разъяснений. (З.Фрейд)

Утверждение Фрейда о том, что, несмотря на все усилия, он не находит в человеке такого, что не было бы свойственно животному, более чем ни к чему не обязывающее мнение ученого. Оно не основывается на фактах, а рисует образ человека, суть которого мятеж и презрение: мятеж по отношению к установкам религий, рассматривающих человека как венец творения, и презрение по отношению к его индивидуальным и коллективным трудностям. Вопрос об исключительно равных закономерностях, свойственных и животному, и человеку, имеет не столько теоретическое, сколько большое практическое значение.

Здесь все дело в том, в качестве кого следует рассматривать человека, как с ним вследствие этого можно или должно обходиться, каких возможностей его развития можно ожидать, а каких - нет. Так, из решения вопроса человек-животное вытекают немаловажные следствия в воспитании, в отношении к нему вообще, и в психотерапии в частности.

Для характеристики соотношения человека и животного уместно не столько глобальное сравнение, сколько сопоставление трех функциональных сфер: тело, окружающий мир и время.

Тело

Принципиально общим у человека и животного является их тело. На самом деле, анатомия человеческого тела и тела животного, а также физиология органов настолько похожи, что появляется соблазн поставить между ними знак равенства. Однако это подход упрощенный: чтобы отождествить человека и животного пренебрегают особенностями и типичными отличиями человека.

В отличие от животного человек обладает несравненно более высокоразвитым головным мозгом, что выражено особенно наглядно в больших размерах и более тонкой структуре больших полушарий. Кроме того, человеку свойственна способность, которую до некоторой степени можно рассматривать как выражение психики, обусловленной тонкой организацией мозга.

Животное имеет тело. И человек имеет тело, но он обладает способностью смотреть на свое тело со стороны. Он может мысленно отделить себя от тела, сделав его предметом своих наблюдений. Это значит, что он не только подвержен влиянию тела, но может сам на него влиять. Если животное заболеет, то полностью зависит от функций и инстинктов самоисцеления организма. Это относится и к человеку, но он, помимо этого, может сознательно и активно влиять на тело. Силой своих мыслей, надежд, желаний и конфликтов он воздействует на функции организма, а также и на то, как он их воспринимает. Примеры можно найти в области психосоматической и соматопсихической области: голод пробуждает в человеке беспокойство. Нарушения сердечной деятельности внушает страх смерти. И наоборот, волнения повышают частоту пульса и кровяное давление. Подавленное состояние чаще всего связано с падением кровяного давления. Мысли, как показывают данные примеры, имеют материальную силу: «Я испытываю то, что ожидаю. То, о чем я думаю, влияет на мое тело».

Окружающий мир

Окружающий мир определяет отношение человека ко всей окружающей его среде. В это понятие входит отношение человека к партнеру или к социальным группам, его отношение к животным, растениям и всему окружающему.

Если животное после рождения подчиняется только инстинктам и иначе оно существовать не может, то человек имеет в своем распоряжении в процессе социализации свободу действий. Его способности могут развиваться благодаря окружающему его миру; к ним относятся свойства, качества, а также своеобразие человека. Если это расшифровать, то речь здесь идет о первичных и вторичных способностях. Животное проявляет, правда лишь в некоторой степени, стремление к опрятности, бережливости, порядку и прилежанию. Но все эти способности инстинктивного свойства. Они врожденные и в основном мало изменяемы. В отличие от животных человек, как существо социальное, обладает возможностью приобретения актуальных способностей, однако они развиваются, раскрываются и оттачиваются лишь в ходе социализации на основе приобретенных знаний и опыта. Значение первичных и вторичных способностей для социальных отношений демонстрирует основополагающую разницу между человеком и животным.

Для животных механизмы инстинкта являются основой социальной жизни. Если у животного правила социального поведения можно считать врожденными, то в человеческом обществе, напротив, социальные правила и нормы изучают и им следуют. Структура актуальных способностей и ее оценка среди людей передаются от поколения к поколению, это - содержание традиций. Первичные и вторичные способности представляют собой образцы социализации и тем самым содержание межличностного общения и индивидуального восприятия.

Время

Человек отличается от животного способностью посредством сознания овладевать категориями «прошлое», «настоящее» и «будущее». Острота восприятия, с которой человек осознает категории времени и умеет ими пользоваться, характеризует его умение справляться с требованиями жизни.

Уже для первобытного человека было важно обладать чувством времени, чтобы достичь превосходства над физически более сильным животным. И именно в способности предвидеть будущее, а в настоящем времени опираться на опыт прошлого, чтобы встретить требование завтрашнего дня, заключается причина успеха человека в борьбе за выживание. Эта способность не только обеспечила человеку полное господство над миром животных, но и над всем миром с его богатствами, которые он использует для удовлетворения своих потребностей.

В отличие от животного человек может осознанно опираться на собственный опыт и на опыт людей, живших до него. У него, таким образом, есть шанс дальнейшего развития в исторической плоскости, используя опыт коллективного прошлого.

Нарушения и конфликты

Кризис идентичности; преувеличенное представление о своих способностях; страх неудачи; комплекс неполноценности; утрата целостности; эгоизм; зависимость от друзей и предметов; склонность к грубости и жестокости по отношению к животным; чрезмерная любовь к Животным (на прогулку охотнее отправляются с собакой, чем с собственной женой); неспособность проявить или завоевать любовь в семье; Твердые как камень личности», готовые для достижения своих целей идти «по трупам», не желающие считаться ни с кем и не знающие жалости; неумение противостоять чужим влияниям.

Для запоминания

Отождествление человека и животного оправдывает такое поведение человека, которое управляется почти исключительно влечениями и ограничивается инстинктами. Общественные нормы в этом случае носили бы только характер подавления разрушительных и угрожающих обществу импульсов. Человека не нужно дрессировать, как животное. Его склонности, стремления не следует подавлять. Задача воспитания заключается в том, чтобы всестороннее развитие его способностей.

Практический совет

Учись различать два понятия: жить своим телом и познать свое тело.