Соотношение врожденного и приобретенного

Тренинг разрешения конфликтов


За грехи отцов я покараю детей, до третьего и четвертого колена (Ветхий Завет)

Неправильная установка:

Детей не нужно учить стремлению к порядку, оно у них от рождения.

«Еще ребенком я то и дело слышала, что упрямство во мне от тети Тилли, что она так и не смогла найти мужа, и мне грозит то же самое. Мои хорошие качества - спортивные и музыкальные способности - на 100% унаследованы от бабушки и дедушки. В этих случаях приводились самые близкие родственники, с которыми к тому же в данный момент находили полное взаимопонимание. Только те качества, которые почему-то в нашей семье не нравились, я переняла от общения с неподходящими подругами. Если не было другого оправдания, то значит, Боженька наказал маму и папу тем, что произвел меня такую на белый свет...».

Все мы знаем эти извечные вопросы: на кого ребенок более похож и от кого унаследовал то или иное, хорошее или плохое, качество. Если ребенок чрезмерно ленив или, напротив, темпераментный, если проявляет упрямство, склонен ко лжи, ворует или умеет хорошо себя вести, хорошо учится, аккуратен, - всегда находится кто-то, какая-нибудь бабушка, тетя или старая знакомая, кто точно знает, от кого эти качества унаследованы. Непроизвольно ребенка воспринимают согласно собственным ожиданиям.

Моя дочь с рождения была неряхой

«Моя 12-летняя дочь с рождения была неряшливой. Вечно у меня с ней возникали трудности. Теперь она даже в школе на плохом счету. Ее неряшливость трудно выдержать. Она полная противоположность своему 9-летнему брату. Он с рождения был очень опрятным, аккуратным. Можно ли сделать что-либо с детьми, которые от рождения неряшливы? На вопрос, как мать реагировала на неряшливость дочери, она ответила: "Я ругала ее и нередко била...В сыне мне не надо было воспитывать любовь к порядку, она была у него в крови...» (34-летняя мать, трудности в воспитании).

То, что матери кажется врожденным, на самом деле является следствием разного подхода в воспитании. Разница между отношением к порядку сына и дочери в данном случае легко объяснить, опираясь на преподанный урок. Мальчик систематически наблюдал, как наказывали сестру, если она не подчинялась требованиям матери. Чтобы самому избежать наказания и не впасть в немилость, он на примере сестры учился соблюдать тот порядок, который был угоден матери. Подобные примеры подтверждают, что якобы «врожденное» поведение осуществляется определенными влияниями воспитания и внешней среды.

В другом случае пишет 34-летняя мать двоих детей, отец которых развелся с ней и страдал депрессией: «Я всегда страдала от страха, что дети унаследуют болезнь отца. Особенно я опасалась за старшего сына. Я приписывала его непредсказуемое поведение и его припадки гнева наследственности со стороны мужа».

Вопрос о том, что является врожденным и что приобретенным, волнует многих воспитателей, родителей, супругов по понятной причине. Слово «врожденное» невольно связывают с принудительным, не поддающимся влиянию, бесперспективным развитием. Само слово «Приобретенное» звучит успокоительно, говоря о том, что приобретенное возможно изменить, что окружающий мир оказывает сильное влияние и, следовательно, при нарушениях, воспринимаемых как приобретенное, всегда возникает надежда на перемену. Если представление о том, что форма поведения является приобретенной, ставит перед воспитателем и близкими все новые задачи, то оценка поведения как врожденного как бы говорит об обреченности.

Против этого все равно ничего нельзя предпринять

«Я всегда среди своих родственников находила кого-нибудь, кто обладал качествами, которые могли бы унаследовать мои дети. На том я успокаивалась, так как убеждалась, что это все врожденное, перешедшее по наследству...» (43-летняя домохозяйка).

«Моя мать была очень флегматичной, и это передалось мне по наследству. Этого изменить нельзя, ничего не поделаешь» (15-летний учащийся).

«Моя дочь - вылитый отец, тут уж ничего не поделаешь» (35-летняя домохозяйка).

Взгляды на наследственность превращаются здесь в рационализацию и оправдание бездействия. Этим утверждениям, однако, ни в коей мере не умаляется значение учения о наследственности.

При подобной аргументации выпадает из поля зрения роль воспитательного процесса или, если говорить боле масштабно, окружающей среды. Великий Могол Акбар, живший около 700 лет назад, захотел узнать, каков врожденный язык человека. С этой целью он повелел отнять у родителей какое-то число новорожденных и так воспитать, чтобы они получали лишь необходимую пищу и уход, и запретил речевое общение с ними. Результат оказался потрясающим. Когда детей отпустили, они вообще не знали ни одного языка, а также не в состоянии были усвоить язык. Они больше не поддавались воспитанию и были абсолютно необучаемые, так что даже попытка использовать их на службе в армии не удалась.

Похожий эксперимент был проведен Фридрихом фон Хоенштау-феном. Дети, воспитанные без речевого общения и любви, оказывались предрасположенными к болезням и умирали сравнительно рано.

Подобные результаты дают и современные исследования. Сравним между собой три группы детей, родители которых происходили из примерно одного и того же социального слоя. В первую группу входили дети, выросшие в семьях с нормальными условиями. Вторая группа охватывала детей, матери которых были заключенными (мать и ребенок имели возможность общаться около двух часов ежедневно). Дети из сиротских приютов составляли третью группу. Удовлетворялись лишь самые необходимые потребности этих детей. Среди них отмечена самая высокая смертность; позднее проявлялись странности в поведении и самый низкий по сравнению с остальными детьми интеллект. Дети, выросшие в нормальных семейных условиях, обладали самым высоким интеллектуальным уровнем и лучшим физическим развитием, более устойчиы эмоционально (Spitz, 1960, Bowlby, 1952). Эти эксперименты ясно и однозначно подтверждают тот факт, что воспитание определяет развитие человека.

Харлоу и Кларк проводили опыты с макаками-резусами. Эти животные ближе всего по своему происхождению к человеку. Их развитие во многих отношениях напоминает развитие человека в возрасте до одного года: «Агрессивность нормальных особей этих обезьян сдерживается как за счет эмоциональной привязанности, так и за счет страха. Если изолировать этих животных в раннем возрасте, то только страх препятствует появлению агрессивности. Следствием этого является так называемое двойственное поведение: страх сочетается с беспощадной жестокостью. В то время как нормальная резус-макака заступается за слабых и нежно заботится о своих детях, «травмированные» особи ведут себя как те, кто сильного боится, а слабого топчет» (Schmidbauer, 1972).

Тот факт, что в приведенных случаях речь идет не о неизменных, раз и навсегда заданных нормах воспитания, а, напротив, связанных с конкретными условиями жизни при данных общественных и культурных отношениях, ясно видно из наблюдений М.Мида (1970) и Э. Эриксона (1971): «Каким факторам в воспитании ребенка следует приписать такие черты, как мягкость, склонность быть довольным, добрым и доверчивым, не становясь агрессивным, честолюбивым или настырным?» На это М.Мид, опираясь на антропологию, дает следующий ответ: «В зависимости от того, как ребенка кормят, укладывают спать, пеленают, обучают самообладанию, ласкают, наказывают и подбадривают, осуществляется окончательное становление личности взрослого человека, и между этим существует очень тонкая однозначная связь».

Эриксон подтверждает основные положения этих экспериментов собственными, которые он проводил среди индейцев сиу и юрок. Особой целью его наблюдений являются мероприятия, связанные с воспитанием опрятности, и ритуалы кормления детей в связи с более агрессивно-пессимистическим характером индейцев сиу и навязчивой чистоплотностью и стремлением к порядку индейцев юрок. Эриксон переносит это сравнение на западные культуры: «Существуют, как мы убедимся, культуры, когда родители не обращают внимания на поведение детей в отношении физиологических отправлений и предоставляют старшим детям отводить ползунка под кустики, так что его желание справить большую нужду постепенно совпадает с желанием подражать старшим. Наша западная цивилизация, однако, решилась на более серьезный взгляд на вещи. Насколько серьезный, при этом зависит от распространения морали среднего класса и Я-идеала механизированного тела. При этом имеется в виду, что раннее и строгое воспитание опрятности не только влияет на более «приличную» атмосферу в доме, но оно абсолютно неизбежно для развития навыков аккуратности и точности. Так оно или не так, об этом речь пойдет ниже. Но несомненно, что среди неврастеников нашего времени существует тот тип неврастеника с навязчивыми представлениями, у которого больше механической пунктуальности и бережливости, в том числе и в таких делах, как опорожнение кишечника, даже если от этого нет пользы ни для него самого, ни для общества. В широких кругах нашей культуры воспитание навыка опрятности явно стало одной из самых больших трудностей в воспитании ребенка».

Лучше всего соотношение между унаследованным и приобретенным посредством воспитания прослеживается в результатах исследования близнецов. Если близнецы воспитывались в разных семьях или в неодинаковых социально-экономических условиях, в их поведении, кроме родительских общих черт, как правило, наблюдались ярко выраженные различия. Это наглядно демонстрирует уникальный случай, когда у двух братьев-близнецов, благодаря совершенно различным влияниям окружающей среды сформировались совершенно противоположные качества: один из них стал криминалистом, другой - преступником.

Многие нормы поведения, которые считаются врожденными, на самом деле представляют собой результат воспитания в самом раннем детстве. Пример из мира животных наглядно это подтверждает. Тигр охотится и убивает свою жертву. Исследование поведения животного установило, что охота сама по себе врожденное свойство, а убийство - приобретенное от матери: этому следует обучаться. Мы видим здесь следующее: способ поведения, который принято считать единым, на деле состоит из разных компонентов, которые могут иметь разное происхождение. У человека, который и так обладает инстинктами лишь в зачаточном состоянии, соотношение между «врожденным» и «приобретенным», касающееся тех или иных способов поведения, должно быть гораздо более сложным.

Нарушения и конфликты

Самоотчуждение; завышенные требования; заниженные требования; сожаления об упущенных возможностях; ревность; ненависть; зависть; неприятие; преувеличенные ожидания; разочарование; пессимизм; склонность все отрицать; скептицизм и недоверчивость.

Для запоминания

В каждом человеке заложена масса врожденных качеств, способностей. Какие из них развиваются или не развиваются зависит в конечном счете оттого, сдерживает или, наоборот, способствует окружающая среда.

Воспитатель не должен опускать руки, посчитав, что то или иное качество - врожденное. Очень важно распознать и использовать все шансы, которые вопреки или по причине отклонения от нормы, имеются в какой-либо области.

Практический совет

Учись различать врожденное и приобретенное.