Генерализация

Тренинг разрешения конфликтов


Тот, кто никому не доверяет, меньше всего склонен сомневаться в себе (Графф)

Неправильная установка:

Дети только мешают.

Психологическая функция, которая помогает нам познавать окружающий нас мир, заключается в способности человека, зная одно явление, судить о других на основании этого знания и вести себя одинаково в соответствующих ситуациях. Научение и постижение закономерностей окружающего мира предполагает наличие у человека способности к обобщению; без этого отдельные восприятия и впечатления превратились бы в бесчисленное количество разрозненных явлений. Только при помощи обобщения возможно объединять восприятия, создавать на этой основе понятия различной степени подчинения и, наконец, мыслить абстрактно. И именно эта способность может стать одним из главных источников недоразумений. Умозаключения от частного к общему и от общего к частному, таят в себе возможность ложных оценок. Если ребенок обжегся о горячую печь, то длительное время он не прикасается к печи, независимо от того, горячая она или холодная. На этом примере хорошо видно происхождение защитной функции генерализации. Эта защитная функция сочетается одновременно с опасностью видеть действительность только в аспекте одного или нескольких переживаний или наблюдений и тем самым неправильно ее оценивать: из того факта, что печь когда-то однажды была горячей, не обязательно следует делать вывод о том то, что и сегодня, то есть в другой момент времени, она все еще горячая. В отношениях с самим с собой и с другими людьми мы часто склонны к обобщениям и на основании отдельных впечатлений судим о свойствах, на основании одной особенности судим о других и, наконец, на основании многих особенностей судим о человеке в целом.

Я – неудачница

«Тот факт, что у меня есть трудности с детьми, вызывает во мне такое чувство, что я неудачница, что я ни на что не гожусь и полностью бесполезна» (24-летняя мать двоих детей).

Жизнь не имеет больше никакого смысла

«Когда у меня головная боль, я ни о чем не хочу знать. Я перестаю тогда быть восприимчивой и открытой, и мне больше не хочется жить. Все теряет для меня всякий смысл» (37-летняя художница)

Мой сын - ужасный ребенок

«Когда мой сын подходит ко мне с потребностью в ласке, спокойный и не агрессивный, тогда мне кажется, что это самый лучший ребенок на свете. Я просто обожаю его и не могу понять, как я могла быть иногда такой жесткой и строгой с ним. Мое чувство вины увеличивается, и я хочу поскорее все исправить. Если же он появляется в агрессивном настроении, нахальный и упрямый, то я начинаю думать, какой же у меня ужасный ребенок» (28-летняя мать 8-летнего сына. Ребенок из-за агрессивного поведения был направлен к психотерапевту).

Чем я заслужил такого сына?

«Я придаю большое значение вежливости. Когда мой сын безобразно ведет себя и употребляет ужасные слова, то в моих глазах он становится примитивным человеком, и я спрашиваю себя, чем я заслужил такого сына» (46-летний отец 16-летнего сына, конфликт поколений).

Я терпеть не могу толстяков!

«Я просто не выношу, когда у кого-нибудь большой живот, как, например, у моего мужа, с которым мы развелись. Я нахожу это настолько отталкивающим, что с большим трудом могу общаться с таким человеком. И вообще, если я где-либо встречаю человека, напоминающего мне моего прежнего мужа, у меня сразу же возникает антипатия к нему».

Стоит мне только увидеть этих длинноволосых парней!

«Раньше я часто бывала с мужем на концертах, в театре, на лекциях. Бывало так, что какой-нибудь известный профессор читает лекцию, а где-нибудь в углу сидят длинноволосые, неряшливо одетые парни и ведут себя безобразно. Я сразу же чувствую, что настроена против них, и вот уже жду, что с их стороны начнутся нахальные замечания в адрес докладчика, что всегда и бывало. Мне никогда не приходило в голову подумать, почему эти молодые люди именно такие. У меня по отношению к ним неисправимое предубеждение. В таких случаях я испытываю такое волнение, что мне делается плохо; меня охватывает гнев, так что хочется подойти к парням и потребовать от них объяснить свое поведение. Вместо этого я внешне веду себя как обычно, а все переживаю внутри себя и никто не замечает, что со мной происходит. Я еще раньше замечала, что ненавижу в людях любое проявление грубости, хотя мне самой много приходилось бороться с этим в себе. Это я думаю должно быть оттого, что я выросла и воспитывалась в семье, где было много грубости и агрессивности» (63-летняя домохозяйка).

Ненависть между отдельными группами, расами и народами коренится в основном в недоразумениях, ошибочных представлениях, происходящих в результате обобщений: «Ты ко всем людям относишься отвратительно. У тебя никогда не было для меня времени. Ты никогда не был нежен со мной. Ты всегда заставляешь меня ждать. Все богатые - эксплуататоры; все бедные - неудачники; швейцарцы особенно чистоплотны; все баварцы - пьяницы; шотландцы скупы; политики все ненормальные; врачи только и думают, как заработать побольше денег; мужчины хотят только одного; женщины подобны змеям».

Нагляднее всего механизм генерализации виден в высказываниях обо всех людях: «Я никому не доверяю. Мои родители развелись, и поэтому я не верю больше ни одному человеку» (8-летняя школьница).

Отдельные жизненные события могут быть до такой степени обобщены, что это определяет мироощущение в целом и даже отношение к Богу. Особенно почтительное внешне отношение к Богу или его полное неприятие коренятся именно в этом: «Если есть Бог, то как может быть в мире столько несправедливости?»

Нарушения и конфликты

Обобщения; предубеждения; несправедливость к себе и к другим; фиксации; преувеличенные ожидания; завышенные требования; заниженные требования; разочарование; отчаяние; страх, агрессия; социальная изоляция.

Для запоминания

Типичным для обобщения является то, что человек выделяет какие-то одни качества, а других не замечает. Причиной такого рода обобщения является сужение целостного поля зрения.

Практический совет

Учись различать между частью и целым.