Здоровье и болезнь

Тренинг разрешения конфликтов


Нельзя ненавидеть больного только потому, что он болен (Восточная мудрость)

Неправильная установка:

Я каждый раз прихожу в ярость, когда ребенок будит нас ночью своим бесцеремонным криком.

Я не могу понять, как можно быть такой скучной и медлительной

«Каждое утро я испытываю неприятное чувство, когда при входе в детскую, я говорю дочери: «Доброе утро!», а она мне не отвечает. Я уже бранила ее за это и говорила другим, какая она неприветливая.

Вместо того, чтобы мыться, она стоит в ванне и играет в воде, танцует или следит за каждым моим шагом, за каждым движением рук, когда я делаю что-то на кухне. Я без конца напоминаю ей, чтобы она торопилась. Если это не помогает, я говорю, что побью ее. Я не могу понять такой медлительности. Когда она, наконец, оденется со скоростью улитки, то же самое начинается за завтраком. Она жует и жует и смотрит по сторонам, пока, не проглотит. Когда, наконец, она кончит завтракать, то начинаются шалости, и говорит она без умолку. Я только тогда счастлива, когда она в детском саду. Когда же она потом в своей комнате балуется и громко поет, я иду к ней и прошу вести себя тихо, потому что Маркус и папа спят. Она мне приветливо говорит «да», а потом, когда я за собой закрываю дверь, продолжает то же самое. Я воспринимаю это как настоящую провокацию.

Я могла бы привести еще много примеров, которые, в общем-то, мелочи, но из-за которых с утра до вечера между нами создается напряженная атмосфера. Дело дошло до того, что мой муж, когда я ней говорю, сразу вмешивается и спрашивает, что случилось» (32-летняя мать двоих детей).

Для многих родителей ситуация с воспитанием превращается в поле битвы, где царят волнения, провокации, разочарования, упадок духа, неуверенность, безнадежность. Родители оказываются беспомощными перед поведением ребенка и не могут себе представить, как вообще такое поведение оказалось возможным. Они взывают к доброй воле ребенка: «Веди себя как следует, будь аккуратным, будь милым, не мешай без конца» и т.д. и очень удивляются, когда эти увещевания остаются совершенно безрезультатными. Они могут себе это объяснить только желанием делать им все назло. На самом же деле причины плохого поведения ребенка, как и в вышеприведенном примере, следует искать не в его доброй или злой воле, а в каком-то нарушении, с которым ребенок сам не может справиться.

В нашем современном обществе стало почти обычным при относительно незначительных физических симптомах сразу же обращаться к врачу. Если у ребенка болит живот, повышенная температура, инфекция или головная боль, то его сразу же считают больным и начинают к нему относиться с особой заботой и вниманием. Напротив, ребенок, который плохо успевает в школе и ведет себя нахально, неаккуратен, проявляет непонятное упрямство, грязный и неряшливый, прежде всего наталкивается на недовольство родителей и их охлаждение к нему. Если соматические заболевания в известной степени считаются чем-то очень серьезным, когда можно и не соблюдать всех правил поведения и общежития, то в случаях отклонения от нормы в поведении, родители начинают применять строгие меры. Совершенно автоматически вступает в силу такое воспитательное средство, как наказание. Однако воспитатель часто не знает, что странности в поведении ребенка имеют особые свойства.

Автоматизм: «плохое поведение - наказание», который коренится в заблуждении, что будто все зависит от воли, оставляет вне поля зрения другие возможности. В духе правосудия, ориентированного только на действия злоумышленника, судят также об отдельных случаях плохого поведения, не вникая в динамические условия, при которых они возникают.

В приведенном выше примере за неряшливостью, невежливостью а непослушанием девочки скрывалось сложное переплетение обстоятельств. Многие факторы играют роль в динамике взаимоотношений внутри семьи. Девочка была приемной дочерью и чувствовала, что ма-Чеха ее не любит. Мачеха до своего брака узнала, что сама она не может иметь детей, и поэтому придавала большое значение тому, чтобы выйти замуж за мужчину с ребенком. Спустя два года, вопреки диагнозу врачей, у нее родился ребенок. Теперь она все внимание уделяла только своему сыну, а с приемной дочерью мирилась как с неизбежным злом. В такой ситуации стали развиваться нарушения в поведении ребенка, которые были не чем иным, как призывом «Займись мной!», то есть были до некоторой степени были проникнуты чувством отчаяния. И эти отклонения от норм в поведении девочки оставались для матери не понятными. Отношения между матерью и дочерью все больше обострялись. Мать реагировала каждый раз быстро и необдуманно, выказывала недовольство, бранила и наказывала ребенка. А девочка воспринимала это как проявление внимания, которое для нее все же лучше, чем постоянное игнорирование.

От детей со странностями в поведении ожидают того, что они могут поступать по-другому и исправлять свое поведение, и, причем сразу, немедленно: «Ребенок должен же сам понимать, как надо себя вести». Мы хорошо знаем сами, как трудно иногда бывает решать взрослым проблемы между собой. Насколько же труднее бывает ребенку рассказать о своих проблемах и вызвать понимание взрослых! В таких случаях воспитатель должен спрашивать о причинах не для того, чтобы простить ребенка, а для того, чтобы понять. Очень часто странности поведения ребенка не являются странностями характера, а представляют собой реакцию на его окружение: «Вполне нормально, когда в ненормальной ситуации реагируют ненормально».

Физически больной человек имеет явное преимущество перед невротичным человеком, человеком со странностями поведения, реагирующим не в соответствии с нормой: состояние первого понимают и знают к кому нужно обратиться. С нарушением норм поведения, обычно, связывают нечто неприличное, предосудительное, то, чего не должно быть. Сразу же стремятся применить наказание. И это вызывает у большинства людей неприятное чувство, что этот человек помешанный, асоциальный субъект, душевнобольной - таковы самые распространенные предрассудки. По этой же причине не обращаются к психотерапевту, так как многие представляют его себе врачом для умалишенных с обычными его атрибутами - смирительной рубашкой и резиновой дубинкой.

Нарушения и конфликты

Завышенные требования; заниженные требования; ревность; зависть; охлаждение в отношениях; неприятие; разочарование; переживания, связанные неудачей; агрессивность; желание привлечь во что бы то ни стало к себе внимание; упреки самому себе; беспомощность-отчаяние; плохое настроение.

Для запоминания

Нет плохих людей. Во многих случаях бывает так, что по-другому они не могут поступать, потому что этому их не научили. Ими нужно руководить и обучать их, даже если этот путь гораздо сложнее, чем простое осуждение, что они плохие, глупые, злые и испорченные.

Даже если человек со странностями поведения не считается больным в понимании классической медицины, он все же не преступник, которому выносят приговор. Он нуждается в таком же понимании, с каким относятся к больным людям.

Практический совет

Учись различать нормальные и ненормальные ситуации.