Утрата целостности

Тренинг разрешения конфликтов


Смотри на мир так, как смотришь на человеческое тело, которое, хотя и соединено в полном совершенстве, тем не менее по разным причинам подвержено болезням и нарушениям (Восточная мудрость)

Неправильная установка:

Почему Бог вообще допускает несправедливости?

Конфликты и неврозы развиваются в результате дисгармонии в неизбежно существующем взаимодействии тела, окружающего мира и времени. Невроз мы определяем как нарушенное отношение к реальности, а стало быть, как утрату целостности. Конфликт превращается в стойкое психическое расстройство.

Мой муж самый примитивный человек на свете

«Я, например, придаю большое значение вежливости. Когда мой муж выходит за рамки приличия или дома употребляет грубые слова, тогда он для меня становится самым примитивным человеком, и я думаю про себя: Ну и муженька я себе выбрала! Чтобы мне пережить и забыть это, нужно немало времени».

Я просто выхожу из себя

«Если моя дочь не убрала комнату, я просто выхожу из себя. Меня буд-то пригвоздили к этому беспорядку, я больше ничего другого не вижу и не могу разумно реагировать на что-либо».

Иные, чуждые нам проявления актуальных способностей могут выводить нас из себя; каждый из нас так или иначе бывает вынужден сталкиваться с иными, чем у нас, актуальными способностями и реагировать на них. Это обстоятельство ставит под сомнение правильность собственных воззрений. «Может ли вообще существовать другая установка, кроме той, которая есть у меня, за которую меня хвалили или наказывали, и благодаря которой я до сих пор преуспевал в жизни?»

В чем следует видеть причину этого нарушения? Человека можно рассматривать как систему, в которой различные элементы находятся в функциональной взаимосвязи. Если нарушен хоть один компонент или функциональная связь, то затронутой оказывается вся система.

Стремление к целостности мы видим также в процессах борьбы за существование, выздоровлении и в регенерации. Подобная тенденция наблюдается на всех уровнях бытия; в мире животных есть много поразительных примеров, подтверждающих эту тенденцию: дождевой червь регенерирует голову, которую отрезали, до пяти раз, или саранча, потерявшая одну часть тела, восстанавливает ее, и в результате регенерации еще больше ускоряется ее рост.

Под целостностью следует понимать тенденцию организма к самосохранению. Голод является сигналом нехватки питательных веществ, которую человек воспринимает также психически. Начинаются попытки поиска, которые закончатся только после того, как будет найдена пища и наступит чувство удовлетворения потребности. Если принять во внимание психическую сторону, то становится понятно, почему то, что испытал человек, а также и то, чего он не испытал, может привести к психическим и психосоматическим нарушениям.

То, что испытал человек содержит в себе конфронтацию с определенными нормами поведения, которые его партнеру кажутся особенно важными. Так, например, прилежанию ребенка родители могут придавать исключительное значение. Ребенка загружают всевозможными заданиями так, чтобы он был все время занят. Тем самым ограничивается его способность к фантазии и игре, а, стало быть, его лишают необходимого для его возраста источника впечатлений и переживаний. Если в этом случае не испытанное им становится возможным источником конфликта, то в других случаях испытанное им само по себе точно так же чревато конфликтом. Сюда относятся всевозможные травмирующие переживания, такие как плохое обращение с ребенком или сексуальное насилие, несчастные случаи или увечья. С другой стороны, бывают переживания не связанные с неожиданностью или внезапностью, как, например, постоянное лишение любви и ласки, скопление определенных переживаний в случаях неудач, беспорядка, невежливости, нечестности, неточности.

Итак, конфликты возникают не как необходимость, предопределенная развитием, а как следствие конфронтации своих актуальных способностей с требованиями окружающего мира. Конфликтную ситуацию можно рассматривать статично: один партнер узнает нормы поведения другого и не принимает их, его актуальные способности не соответствуют актуальным требованиям партнера. Более уместен динамический подход, при котором система норм рассматривается как переменная величина: не только поведение ребенка в рамках ситуации воспитания, но и поведение родителей и близких может быть изменено.

Как же мы понимаем то неприятное чувство, которое появляется, когда наши собственные нормы поведения вдруг сталкиваются с непривычными нормами поведения других людей? Мать, которая придает большое значение чистоте и порядку, изумлена и не знает, что делать, когда видит неряшливость своего ребенка.

Она может реагировать по-разному. Например, попробовать утвердить свое понятие чистоты всеми возможными средствами, но при этом рискует или потерять абсолютное послушание ребенка, так как ограничивает его личную свободу, или развить у него чувство противоречия, которое сильно подорвет основу доверия. Но конфликт этот можно рассматривать и как шанс. Мать анализирует свой собственный способ поведения и поведение ребенка и приходит к выводу, что, хотя она и любит чистоту, однако не обладает достаточным терпением. Точнее говоря, ребенок, с одной стороны, приводит мать в состояние внутренней тревоги, волнения и неуверенности. С другой, этот конфликт делает возможным распознать утрату целостности, в результате чего существует возможность эту целостность восстановить.

Один из партнеров создает другому конфликты, трудности, проблемы и кризисы. Но одновременно он дает ему шанс развить свою собственную индивидуальность и найти соответствующие решения конфликтов. Благодаря тому, что мать улучшит свою собственную способность к дифференциации, она сможет другими глазами взглянуть на конфликт с ребенком и найти лучший способ его решения.

Конфронтация сохраняет свою значимость во многих других сферах человеческих отношений: в отношениях детей к родителям, родителей между собой, в отношении к родителям мужай жены, к окружающим людям. Видеть в горе только горе, а в конфликте только возможность испортить отношения - как раз и означает неправильную установку, которая влечет за собой непредвиденные последствия в воспитании и в психотерапии.

Поэтому недостаточно спрашивать, почему произошло нарушение, несчастье, испытание. Они остались бы непонятыми, если бы не было вопросов «к чему?», «зачем?». Вопрос «зачем?» влечет за собой интеграцию, тенденцию к единству, целостности, гармонии и дальнейшему развитию.

Нарушения и конфликты

«Бегство» в одиночество; «бегство» в активность; «бегство» в болезнь; неспособность дифференцировать; односторонние критерии для партнерских отношений; абсолютизация взглядов и мировоззрений; сектантство.

Для запоминания

Болезни и нарушения, если их понимать как утрату целостности, не бессмысленны; а имеют свои смысл в том, чтобы мобилизовать силы для восстановления единства личности, а значит, развивать ее дальше.

Практический совет

Учись различать кризис как опасность и кризис как шанс для дальнейшего развития.