Мужчина и женщина

Тренинг разрешения конфликтов


Ясно, что будущее поколение зависит от сегодняшних матерей. (Восточная мудрость)

Неправильная установка:

Что с нее взять, она ведь девочка!

«Быть женщиной было для меня наказанием. Женщина - значит существо низшего сорта, неполноценная, верная, эмоциональная, глупая, слабая, страдающая из-за поступков мужчины, зависимая, А вот мужчина великодушный, склонный к изменам, деловой, умный, сильный, напористый, независимый. Отсюда я делала для себя вывод: мне нужно вести себя так, как подобает мужчине...» (23-летняя студентка).

Едва ли какие-либо другие отношения связаны с такими сильными эмоциями, как отношения между мужчиной и женщиной. Причем едва ли есть другая такая область человеческих отношений, которая была бы так полна предубеждений. Непонимание и недоразумения в отношениях между мужчиной и женщиной играют роль не только в супружеских или производственных конфликтах; они бросают свою тень и на процесс воспитания.

Воспитательное воздействие, которое оказывает социальное окружение, проявляется не только в отношении приспособленности к жизни, социального поведения, агрессивности и умственного развития. Поведение связанное с социальным распределением ролей, особенности распределения ролей по половому признаку и соответствующее им поведение, можно рассматривать в основных чертах как результат воспитания. Является ли, например, опекающее поведение по отношению к детям типично женским инстинктом?

Был проведен такой эксперимент. Взрослых самок крыс посадили перед гнездом, в котором находились детеныши без матери. Взрослые крысы-самки сразу же стали приносить крысятам еду и пестовать их. Самцы же крыс, посаженные перед гнездом, вначале совершенно не заботились о малышах. Однако, когда их внимание было привлечено к ним, то стали вести себя точно так же, как самки.

В США был проведен следующий опыт. Одна американская супружеская пара привезла своего сына в возрасте 17 месяцев на обычное обрезание, которое делалось электрическим аппаратом. Эта операция из-за неумелого пользования аппаратом прошла неудачно: были отрезаны наружные половые органы мальчика. Родители ребенка были в отчаянии. Какое будущее ожидало их сына? Психиатры и психологи посоветовали родителям воспитывать сына как девочку. Родители последовали этому совету и изменили воспитание. Они стали одевать мальчика в платья, отрастили длинные волосы, как у девочек, и сказали обоим старшим братьям, что ошиблись: родилась девочка, а не мальчик. Прошло три года, и родители отметили, что их "девочка" ведет себя, как настоящая девочка. Если братья играли с игрушечными автомобилями в песке и приходили домой запачканными, то "девочка" играла в куклы, была послушной и аккуратной. Братья же вели себя как защитники "сестры", охраняли ее, а "она" пыталась во всем услужить братьям. Редко доходило дело до ссор, между "ней" и братьями. Она вела себя совершенно так, как девочка.

Обучение ребенка культуре начинается для него с первого дня рождения, в чем принимают участие не только родители. Кто не наблюдал того, как различно реагируют на рождение девочки или мальчика друзья, родственники и сами родители: "Ах, девочка? - Что, продолжатель рода? Поздравляю!». Экспериментально подтвержденное и подкрепленное предположение, что младенцы-мальчики активнее и беспокойнее, чем девочки, что они скорее приходят в ярость, больше кричат, меньше спят и требуют большего внимания от матери, можно толковать различно. Это может быть результатом "врожденных различий характеров", или следствием различного влияния на детей занимающихся с ними психологов, или, скорее всего, - влияния родителей, которые в силу укоренившихся стереотипов с первого дня появления на свет по-разному обращаются с новорожденными мальчиками и девочками; это может быть также результатом взаимодействия врожденных задатков и приобретенных качеств.

Последнее предположение представляется наиболее убедительным, если принимать во внимание научные исследования последнего времени. Однако чрезмерное подчеркивание значения врожденных различий пола служило защитой существующих предубеждений: «У женщин головной мозг весит меньше, чем у мужчин. Женщины только потому женщины, что у них отсутствует половой член. Они неполноценные существа. Женщины в практическом отношении менее одарены, чем мужчины. Женщины не так энергичны, как мужчины. У мужчин больше организаторских способностей, чем у женщин».

Порой шутливые высказывания говорят о прочно укоренившихся предрассудках во взглядах на женщину: «Ясно, что здесь всем руководила женщина; это работа не для девочки; ты не можешь этого требовать от своей сестры; бабская болтовня!». Распределение ролей в семье, особенно ярко отражает отношение между мужчиной и женщиной. Отец должен работать, а мать должна сидеть только дома. Уже одно это соотношение становится моделью для детей. Дети приучаются к тому, что отец работает вне дома, а мать создана для домашних дел.

Психотерапевт: «Вы когда-нибудь говорили с мужем о том, что он мог бы тоже взять на себя часть хозяйственных хлопот и забот о воспитании детей, чтобы получилось что-то вроде разделения труда?»

Пациентка: «Нет, этого мой муж даже представить себе не может. У него и так много дел по работе».

Такие взгляды приводят к тому, что воспитание в большинстве случаев - это удел матери, в то время как отцу отводится роль судьи, который имеет право наказывать или поощрять, он авторитет в семье. Он вступает в свою роль только тогда, когда в доме что-то неладно. «Мой отец часто бывал в командировках. Когда он возвращался домой, то мама рассказывала ему про все мои проступки и шалости, и меня за них били задним числом. У меня с отцом теперь плохие отношения...» (36-летний служащий).

То обстоятельство, что матери принадлежит центральная роль в воспитании, муж часто использует, как предлог свалить на нее все самые ответственные воспитательные задачи. Тем самым он ей, как в карточной игре, подсовывает самую проигрышную карту. Когда в воспитании все идет хорошо, то отец чувствует себя так, будто это его заслуга. Если же что-нибудь не так, тогда во всем виновата мать. Это приводит к тому, что очень многие женщины чувствуют эмоциональное перенапряжение, а на этом фоне могут развиваться физические и психологические недуги. Многие матери, поэтому ищут спасение в "бегстве" в работу. Там они надеются найти большую справедливость.

«Для меня спасение - это "бегство" в работу. Иногда меня раздражает буквально все: тогда я просто принимаюсь за уборку, хотя и знаю, что это никуда не годится. Я чувствую, что наступает депрессия, но я не смогу ее остановить. Тут я начинаю принимать таблетки, новее равно это продолжается 3-4 недели» (35-летняя служащая торговой фирмы).

«В общем, я работаю с удовольствием, потому что иначе я казалась бы себе бесполезной. Кроме того, я считаю, что когда много работы, то это прекрасно уравновешивает избыток эмоциональности. это одна из причин, почему я с удовольствием хожу на работу. Тогда мне не грозит опасность слишком много думать о своих проблемах. От чего только происходит полное смятение чувств» (44-летняя служащая).

«Я очень хотела поступить на работу. Я чувствовала, что меня не удовлетворяло быть только матерью и домашней хозяйкой. С ребенком я вообще не могла сладить, не умела с ним обращаться и думала, что я еще слишком неопытна в этом, а если поступлю на работу, то ответственность за ребенка можно будет возложить на кого-нибудь другого, например на свекровь. Я думала также, что кто-то другой будет его больше любить и лучше ухаживать за ним, а также я полагала, что мое отсутствие до вечера улучшит мое отношение к ребенку и старалась радоваться встрече с ним вечером. Были еще и другие причины, почему мне опять хотелось поступить на работу: например, признание моих профессиональных возможностей, самоутверждение, желание быть среди людей; уже с утра выходить из дому подтянутой, хорошо одетой, зарабатывать собственные деньги» (29-летняя секретарша, конфликты со свекровью, нарушения сна).

Ожидания и надежды родителей относительно будущего ребенка, его образования и профессии чаще всего напрямую связаны с полом.

Нарушения и конфликты

Одностороннее распределение ролей; "женщине суждено быть домашней хозяйкой"; завышенные требования; заниженные требования; страх разлуки, боязнь развода; дети - цель жизни; брак - страховое учреждение; вера в непререкаемость авторитета; безусловное подчинение; страх; агрессия; супружеские разногласия/проблемы; действия под влиянием аффекта; зависть к противоположному полу; конфликт поколений; подчинение; кризис эмансипированности.

Для запоминания

Если женщины будут пользоваться теми же преимуществами в образовании, что и мужчины, то в результате окажется, что мужчина и женщина, имеют сходные способности и одинаковую склонность к образованию. Постепенно люди научатся относиться к женщинам, как к полноправному члену общества.

Практический совет

Научись различать пол как биологическое свойство и пол как результат воспитания.