Фактор времени и образ человека

Тренинг разрешения конфликтов


Каждый век имеет свои собственные проблемы, каждая душа - свои заветные мечты (Восточная мудрость)

Принципы воспитания детей с течением времени не меняются

Условия общественной жизни существенно изменились, особенно за последние 50 лет. Эти перемены лишь частично отразились в сознании людей. Отстали взгляды, не соответствующие требованиям времени, а вследствие этого, и не связанный со временем, образ человека. Это-то и является причиной недоразумений. Если сравнить современные условия общественной и социальной жизни с прежними эпохами, то бросается в глаза развитие, которое можно объяснить тремя процессами.

Прирост населения

Во время Рождества Христова Землю населяли около 200 млн. человек. К 1950 г. цифра возросла до 3 млрд. На 1990 г. предполагается 6 млрд., в 2030 - 12 млрд., в 2070 - 24 млрд. и т.д. (Niemoller, 1968). Этот процесс является не просто количественным приростом. Он тесно связан с рядом проблем, которые становятся для нас все важнее. Вопросы питания людей, экология и социально-экономические отношения играют огромную роль. 57% из 3 млрд. живших в 1950 г. поданным экспертов ООН получали недостаточное питание. К концу XX века по предварительным расчетам народонаселение составит 7 млрд. Эксперты в своих исследованиях указывали и на то, что кривая прироста населения возрастает значительно стремительнее, чем кривая увеличения производства. Иными словами, на одного сытого, имеющего достаточное количество питания, будет приходится 3 голодных, чье питание недостаточно (по Niemoller, 1968).

Урбанизация

В тесной связи с приростом населения находится урбанизация. Еще несколько поколений назад большинство населения планеты проживало в сельской местности. В некоторых частях света это соотношение резко изменилось. Так, в США около 3/4 всего населения проживает в больших городах и центрах вокруг них. Эту тенденцию можно наблюдать почти во всех частях света. Психологическое значение урбанизации люди стали понимать только в последнее время, так как ее последствия стали угрожающими.

В вопросах воспитания и межличностных отношений урбанизация несет с собой совершенно особые проблемы. Несмотря на распространение достижений гигиены, с ними, однако, часто связана атмосфера стерильности. Ребенок, для которого в деревне еще возможно использование мусорной кучи как места для игр, в новых современных условиях города должен довольствоваться квартирой. Это сильно ограничивает возможности развития ребенка и порождает новые конфликты. Игровые площадки, как выход из положения, существуют часто либо чисто теоретически, либо являются даже худшей альтернативой.

Большая плотность заселения городов предоставляет возможность более интенсивного, тесного общения с социальными слоями, окружаем. Это интенсивное общение является в то же время значительным источником возможных конфликтов. Если раньше ответственность за воспитание лежала преимущественно на членах большой семьи, то теперь эта функция, по всей видимости, перешла на соседей. Мать девятилетнего ребенка жалуется: "Из-за ребенка у меня напряженные отношения с соседями. Они советуют мне лучше смотреть за ребенком и быть с ним построже. Мне неприятно, что они вмешиваются в воспитание. Они ругают его за то, что выходит со двора на улицу. Он же прекрасно знает, что я это ему разрешаю и потому, не сразу подчиняется. За это его невзлюбили. Если на газоне вдруг появится бумажка, то уж, конечно, это он ее туда бросил. Эти недоразумения с соседями доводят меня до отчаяния: из-за несправедливости по отношению к сыну, я почти весь вечер проплакала".

Узкая специализация (разделение труда)

Научный прогресс в сочетании с общественным и экономическим развитием повлек за собой процесс узкой специализации. Это понятие в известной степени перекрывается понятием разделение труда. В былые времена одно лицо соединяло в себе роль начальника, священнослужителя, судьи и врача. Сегодня мы видим разнообразнейшие функции в отрыве друг от друга и нередко настолько узко специализированные, что для приобретения некоторых специальностей достаточно усвоить ограниченное количество определенных движений рук, как, например, специальность рабочего, занятого на конвейере.

Все более возрастало число разделения всяческих родов занятий, специальностей, общественных заданий, наук и институтов управления.

Аналогичное разделение наблюдается и в семье. В обществах, где преимущественно соблюдались традиции, определяющее начало в воспитании, принадлежало большой семье, в которой были представители нескольких поколений. В наши дни определяющей является малая семья, в которой живут родители и дети; бабушки и дедушки уже не в полной мере входят в семейную ячейку, а выполняют в ней лишь частичные функции, например нянек. Разделение функций стало причиной возникновения целого ряда учреждений, на которые переносится воспитание, начиная с родильного дома, где ребенок рождается и обеспечивается обслуживанием медицинского персонала. Затем воспитание берут на себя частично отец, частично мать, бабушки или дедушки, няни, детский сад, школа, интернат, разнообразные группы и т.п. Эта дифференциация необязательно имеет негативный характер. Она лишь привносит свои типичные проблемы, которые в сознательном воспитании нельзя не учитывать.

Воспитание при изменившихся обстоятельствах общественной жизни уже не может осуществляться так, как в старину. Тот, кто думает, что сегодня можно воспитывать, как это было принято раньше, глубоко заблуждается. Новое время создало условия, влияющие на развитие каждого человека, на это нельзя закрывать глаза.

Нарушения и конфликты

Боязнь изменений; склонность сохранять привычное состояние (консерватизм); недостаток гибкости; тенденция к подражанию; конфликты между поколениями; зависимость от чужого мнения; отрицание и забвение собственного и коллективного прошлого; уход в мир грез и мечтаний; страх перед будущим.

Для запоминания

В широком смысле группа, в которой живет человек, и общество в целом подвержены фактору времени. Суть этого явления состоит в том, что требования и ожидания общества, как описано выше, меняются (прирост населения, урбанизация, узкая специализация). Таким образом, окружающий мир сам зависит от времени. Это изменение окружающего мира не остается без последствий для общества и для людей как членов общества. Требования, предъявляемые к людям и ими самими установленные, меняются в соответствии с нуждами и потребностями окружающей среды. Если бы с современным человеком в современном обществе обращались так же, как это было принято во времена первобытного общества, возникли бы конфликты, причина которых в сдвиге временного измерения.

Практический совет

Научись объединять прошлое, настоящее и будущее.