Шесть конфликтных ситуаций

Тренинг разрешения конфликтов


А: Потребность в привязанности у партнера совпадает со стадией «Отделения» у другого.

Ситуация: Четырехлетняя девочка хочет поиграть вместе с папой, посидеть у него на коленях и чтобы он ее поласкал. Отец уклоняется, говоря, что ему некогда и что вообще нельзя баловать ребенка.

Типичные расстройства: страх одиночества; обостренная эмоциональная зависимость; нетерпение или терпение из страха.

В: Потребность в привязанности у партнера совпадает со стадией дифференциации.

Ситуация: 28-летняя женщина весь день на работе радовалась тому, что вечером сможет наконец-то пообщаться с мужем. Муж приходит домой и ворчит: «Я вижу, работа на кухне не сделана, детские вещи валяются на полу. Я спрашиваю себя иногда, зачем люди женятся?»

Типичные расстройства: потеря доверия; колебания настроений; агрессия; балансирование между любовью и ненавистью; страх перед разочарованием.

С: Партнер имеет потребность в информации (дифференциация), а близкое лицо требует от него самостоятельности, свободного выбора решения и не хочет оказывать никакой поддержки (отделение).

Ситуация: Семнадцатилетний молодой человек познакомился с девушкой, которая хотя и очень нравится ему, но кажется ненадежной. Он хочет посоветоваться с мамой. Она отвечает: "Раньше ты меня никогда не спрашивал и всегда сам себе больно самостоятельным казался. Иди-ка к отцу. Этот вопрос все равно не по моей части".

Типичные расстройства: кризис доверия; чрезмерная чувствительность; чувство неуверенности; беспомощность и чрезмерная осторожность; расчетливость.

D: У партнера есть потребность в информации, в предостережении и в помощи для принятия решения (дифференциация), а близкий ему человек, напротив, хотел бы внимания и нежности (стадия привязанности).

Ситуация: Служащий 35 лет имеет проблемы по работе. Он хотел бы узнать, есть ли возможность переаттестации. Его навещает мать и говорит: «У тебя и так много дел, ты плохо выглядишь. Приезжай к нам на несколько дней, мы тебя подкормим».

Типичные расстройства: нерешительность; амбивалентное отношение к любви; завышенные ожидания от самого себя; конфликты в семейных отношениях.

Е: Партнер хотел бы самостоятельности (отделение). Близкое лицо не признает его стремления к самостоятельности и пытается руководить партнером с помощью своих советов (дифференциация).

Ситуация: К 38-летней женщине, которая недавно вышла замуж, пришла в гости мать. Она критически осматривает квартиру и говорит: «По углам распрекрасно лежит пыль. Хорошо, что я пришла. Твоя старая мать покажет тебе, что такое порядок. А то твой муж будет говорить, что я тебя не научила, как вести домашнее хозяйство».

Типичные расстройства: агрессия; чувство вины; ненависть; молчание из упрямства; аффективное неприятие; нежелание что-либо выслушивать; неспособность принимать решения; недовольство.

F: У партнера есть потребность в самостоятельности (отделение), а близкое лицо противопоставляет этому свое собственное ожидание привязанности.

Ситуация: 18-летняя дочь хочет получить высшее образование. Она поступает в вуз, который находится в 300 км от дома. Отец выражает свое отношение к этому так: «Об этом и речи быть не может. Мы ведь знаем, что там всякое может случиться. Ты там совсем пропадешь. Кроме того, все это учение - ерунда, приобрети здесь какую-нибудь приличную профессию и оставайся с нами».

Типичные расстройства: зависимость; эгоизм; чувство вины; открытая или скрытая агрессия; балансирование между любовью и ненавистью; недоверие; нерешительность в принятии решения.

Все перечисленные формы взаимодействия могут быть ориентиром при анализе возникающих конфликтов между собой и партнером. С их помощью можно довольно быстро разобраться с одномоментными проблемами. Далее будет показано, как, учитывая такой ориентир, можно конструктивно заниматься самопомощью.