Значение семейной группы

Тренинг разрешения конфликтов


Не только насущные проблемы обсуждаются в семейной группе, но и возможные мероприятия: поездки за город в конце недели, покупки, путешествия, приглашение гостей, праздники, подарки - все это планируется в группе. Ребенок учится активно участвовать в делах семьи и начинает осознавать, что семейная группа не формальная затея и не место, где решаются только проблемы, но что и он может оказывать влияние на решения. Таким образом, ребенок перестает быть объектом родительских решений. Решения принимают теперь члены группы, как субъекты, т.е. как активные участники.

Работа группы благотворно сказывается также на динамичности отношений. В семье, в которой все происходит до некоторой степени само собой, т.е. без осознанного контроля, очень часто имеют место неосознанное распределение ролей, а также установившиеся антипатии или особые пристрастия и предпочтения: например, взаимная привязанность матери и сына, конфликты между сыном и отцом. Так как семейная группа вовлекает в активное участие всех членов семьи, которые собираются в одно и то же время. Очень часто дело доходит до того, что один из участников переносит на другого свои качества и проявляет слишком эмоциональное отношение по самым различным причинам, благодаря чему, можно лучше проконтролировать взаимные привязанности и конфликты.

Мысли, точки зрения, решения, высказанные в процессе работы группы, уже не только достояние отдельных членов группы, но и результат ее работы. Это можно сравнить со вкусом овощного супа, в котором различные овощи и травы - картофель, чеснок, сельдерей, лук, бобы в сочетании с водой, солью, перцем под определенным температурным воздействием превращаются в суп, который, по мнению гурманов, представляет собой нечто совсем иное, чем просто сумму его составных частей. Под взаимопроникающим воздействием компонентов, которое можно сравнить с формированием мнений при обсуждении в группе, кристаллизуется новое, высшее гармоническое целое, с новыми до того еще не известными свойствами. И так же, как нельзя свести новый общий вкус супа ко вкусу каждого овоща в отдельности, так нельзя и точки зрения, характер поведения и решения группы приравнять к вкладу каждого отдельного или многих участников, ибо они, эти решения, уже результат работы группы в целом.