Анализ взаимодействия

Тренинг разрешения конфликтов


Стадии партнерского взаимодействия - привязанность, дифференциация и отделение дают нам возможность подойти к пониманию актуальных конфликтов между людьми. Эти стадии, с одной стороны, возникают в процессе развития одного человека или характеризуют потребность партнера в данный момент, и с другой стороны, существуют как установки, желания и ожидания у близкого лица. Мы говорим здесь о стадии ожидания. Если мы соотнесем, возможные стадии развития партнера со стадиями ожидания близкого лица, то получим следующую картину - модель стадий взаимодействия:

Для анализа конфликта надо сначала установить, на какой стадии взаимодействия находится партнер. Для этого мы задаем себе такие вопросы, которые характеризуют определенную стадию, например присоединения:

Есть ли у моего партнера (именно сейчас) потребность быть вместе со мной?

Нужно ли ему сейчас мое внимание?

Есть ли у него глубокое эмоциональное отношение ко мне?

Взаимодействие состоит не только из эмоционального отношения. На определенных отрезках времени партнеру нужны информация и предупреждения. Следующие вопросы указывают на стадию предупреждения/дифференциации:

Может быть, у моего партнера нет информации?

Нуждается ли он в моем совете?

Нужно ли ему знать мое мнение, чтобы облегчить выбор решения?

Стадия отделения партнера в конечном счете имеет тоже значение, что и ослабление, изменение или исчезновение эмоциональных связей. Мы говорим об отделении тогда, когда взрослые дети покидают родительский дом, чтобы жить самостоятельно, когда молодой человек пытается выработать и отстаивать собственные убеждения, когда он хочет принимать собственные решения. Тогда мы можем задать себе примерно такие вопросы:

Хотел бы мой партнер самостоятельно принять какое-либо решение без моей помощи?

Не ограничит ли мой совет его личную свободу?

Претендует ли он на свою независимость?

Каждая из этих стадий стыкуется со стадией ожидания близкого лица. Следует спросить самого себя:

Ожидаю ли я, что мой партнер останется со мной, будет помогать мне, чувствовать ко мне эмоциональную привязанность, проявлять благодарность? (Привязанность)

Есть ли у меня потребность давать партнеру советы, оказывать влияние на его решения или его предостерегать? (Дифференциация)

Ожидаю ли я от своего партнера самостоятельности? Могу ли снять с себя ответственность за него? Считаю ли правильным предоставить его самому себе? (Отделение)

Если стадия ожидания близкого лица - привязанность, совпадает с потребностью в привязанности партнера, если потребность в дифференциации совпадает с сообщаемой информацией и если в равной степени со стороны партнеров происходит отделение, то перед нами почти бесконфликтная ситуация. Конфликтной она становится тогда, когда у партнера и близкого лица стадии не совпадают. По нашей схеме есть шесть таких конфликтных ситуаций.