Три принципа межличностных отношений

Тренинг разрешения конфликтов


В своем индивидуальном развитии, а также в ситуации партнерства человек проходит различные стадии, которые характеризуются следующими тремя принципами.

Принцип развития

Речь там шла прежде всего об искажениях в факторе времени, которые приводят к завышенным или заниженным требованиям. В межличностных отношениях, принципу развития соответствует стадия привязанности. Ребенок очень привязан к своим родителям. Ему нужен их пример, терпение и время. Родители в свою очередь, чувствуют привязанность к ребенку, которая выражается в любви, надежде, вере и ответственности. То же самое мы находим в социальных связях, когда мы берем на себя ответственность за человека, связывая с ним свои надежды и ожидания.

Принцип различения

Различение - это основная функция, которая фокусируется на актуальных способностях. Только благодаря способности различать мы учимся не поддаваться своим инстинктам, учитывать требования социального окружения. Это означает: мы учимся, проводить различия. В социальном взаимодействии на первый план выступает стадия предупреждения. Мы учимся познавать методом проб и ошибок не только нашу жизнь и окружающий мир. В гораздо большей степени мы зависим от информации из своего социального окружения. Когда мы даем советы, хотим воздействовать на кого-то или имеем намерение изменить его поведение или взгляды, мы находимся тогда в стадии предупреждения. Тем самым эта стадия превращается в олицетворение социальных требований и приспособления к соответствующим условиям окружения.

Принцип единства / целостности

На каждой стадии развития человека может быть достигнута определенная степень целостности, которую следует понимать как интеграцию способностей составляющих сущность личности, ее индивидуальные особенности. С этим связана известная автономия, значение которой возрастает. Если ребенку на ранней стадии его развития не раз повторяли: "Мой руки; наведи порядок; будь прилежен; веди себя прилично...", то по мере его взросления такие напоминания со стороны взрослых уже не нужны. Он сам знает, что нужно делать теперь за себя и даже за других. Это одновременно означает, что он освобождается от опеки тесно связанных с ним близких людей, а информацию, в которой он нуждается, он ищет теперь самостоятельно и сам несет ответственность за свои поступки. В этих случаях мы говорим о стадии отделения, которая характеризует созревающую и зрелую личность.