Стадия 5: расширение системы целей

Тренинг разрешения конфликтов


Нарушение коммуникаций в партнерских отношениях очень часто приводит к длительному ограничению общения друг с другом. Партнера наказывают тем, что ему что-нибудь запрещают или перестают его замечать, не разговаривают с ним. Это наказание, которое вначале использовалось как средство воспитательного воздействия, часто абсолютизируется и становится единственным испытанным приемом в партнерских отношениях. "Из-за твоей неряшливости и вранья, ты не поедешь в воскресенье за город". Это может привести вообще к ограничению совместных развлечений и отдыха, и будет уже восприниматься не как наказание, а как охлаждение и обеднение содержания взаимоотношений.

Этот процесс, мы называем сужением системы целей: оно происходит не только по отношению к ребенку, но может глубоко проникать в жизнь кого-либо из взрослых. Так, например, мать, которая весь день, сердилась из-за неаккуратности детей и их неуспеваемости в школе, часто свое раздражение переносит на мужа, что в свою очередь может повлиять на сексуальные отношения. Женщина "молчит телом". Причины этого, однако, не осознает. Подобная реакция бывает не обязательно из-за детей; возможны и другие причины: родители мужа, соседи, неприятности на работе и, не в последнюю очередь, сам муж.

Сужение системы целей происходит по причине недостаточно развитой способности к различению: путают такие понятия, как справедливость и любовь. Критерием того, нужно ли награждать или наказывать, служат те актуальные способности, которые являются общепринятыми нормами поведения.

Мать С. говорит своей дочери: «Из-за тебя я проплакала весь день, из-за твоей лени в школе. Теперь и не жди, что я пойду с тобой в город, для этого у меня уже нет никаких сил...»

В этом случае мать отказывает себе в том, что ей бы очень хотелось сделать, только для того, чтобы наказать дочь. Она отчасти сознательно, отчасти бессознательно ограничивает собственные возможности и интересы. Эта форма наказания является невербальным средством воспитания (воспитательным приемом), когда существующие проблемы не обсуждаются в откровенной беседе. Наказывают с тем, чтобы вынудить партнера отказать себе в чем-либо посредством собственного демонстративного отказа, спекулируя при этом на чувствах вины партнера. Это типичный признак сужения целей, когда человек видит только сиюминутную проблему и больше ничего другого кроме нее. Таким образом, сужение системы целей - это сужение кругозора. Опыт показывает, что основным принципом расширения системы целей должны быть не те отношения к партнеру, на которые падает тень сиюминутного конфликта, а что этот конфликт и связанные с ним проблемы являются одним из многих других. Следует помнить, что всегда есть целый ряд других отношений к партнеру, чем те, которые в данный момент порождены конфликтом.

Методика расширения системы целей. После того как при помощи вышеуказанных способов создана основа для доверия и восстановлены готовность и способность вести беседу, можно устранить сужение системы целей. Неэффективно говорить партнеру, что ему следует делать. Важнее учитывать и уважать его инициативу, которую впоследствии можно вместе развить.

Расширение системы целей касается трех сфер личности человека: тела, окружающего мира и времени. Человек не только сидит за письменным столом, но и ходит гулять, занимается спортом; люди жертвуют собой не только ради домашнего хозяйства, но и читают книги, посещают концерты; они не ограничивают свои социальные отношения, а приглашают друзей, если нужно, то и с детьми; детям велят не только делать уроки, но и играют с ними, и, если возможно, не всегда в одну и ту же игру. Но для этого нужно научиться самому или научить партнера продумывать свои желания и высказывать их.

Отчет о случае

(Год спустя после начала лечения)

В случае была проведена семейная психотерапия по вышеописанной методике. Главное внимание при лечении было направлено на конфликтные отношения матери и дочери. Отец как глава семьи (как матери, так и дочери нужно было его расположение и внимание) был вовлечен в этот процесс семейной психотерапии. Нарушения в области толстой кишки прекратились окончательно уже после трех месяцев лечения. Точно так же пропали мысли о самоубийстве. При повторном обследовании вес стал нормальным. Девочка говорит, что теперь у нее такое чувство, будто родители относятся к ней как к полноправному человеку. Ссоры и пререкания с матерью заметно убавились. Если возникают проблемы, то и мать и дочь улаживают их вместе. Успеваемость в школе стала лучше. С особым удовлетворением отмечают и мать и дочь, что отец стал больше уделять им времени. Мать, правда, обеспокоена тем, что дочь хочет, чтобы ей позволили подольше гулять, но и эту проблему решили в семейном кругу. Дочь говорит: «Раньше мама ругала меня по любому поводу, что и в голову не может прийти; как только я вставала утром, так начинались придирки и не заканчивались даже после того, как я уже легла спать. А теперь мою маму будто подменили. Это, конечно, не значит, что она вообще ничего не скажет. Она говорит, что ей не нравится, но только в семейном кругу. Я считаю, что это здорово, как она теперь умеет собой владеть».

Расширение системы целей продумывает и решает не один человек. Поскольку оно затрагивает группу людей, каждый имеет право сказать свое слово, внести предложение. Для этого очень хорошо создать партнерскую или семейную группу, что собственно говоря было бы само собой разумеющимся.

Этапы расширения системы цели.

Межличностные конфликты, характеризуются сужением системы целей (человек отстраняется от других, реагирует односторонне). При этих обстоятельствах (сужение системы целей), некоторые актуальные способности становятся оружием для нападения (человек видит только беспорядок и т.п.).

Расширение системы целей происходит в четырех сферах человеческих отношений: в отношении к «Я», к «Ты», к «Мы» и к «Пра-Мы».

Расширяя систему целей, мы пытаемся преодолеть односторонность, находя новые занятия и цели для себя и для своего партнера.

Организация семейной, родительской и партнерской группы даст возможность систематически обсуждать желания и представления о целях каждого из членов семьи.

Способности, которые должны быть в центре внимания: надежда и цельность

Обрати внимание на ошибочные представления: Утрата единства; время