Негативные последствия поступков лидеров

Какие действия лидера подрывают честные отношения между сотрудниками? Согласно определению честности, быть честным — значит утверждать моральные принципы и действовать в соответствии с ними. Через свое поведение лидеры показывают, что именно для них значимо, и если в их поступках проглядывают эгоизм и алчность, многие сотрудники воспринимают это как норму. Например, топ-менеджеры Enron вели себя надменно и несправедливо по отношению к подчиненным, откровенно преследуя личные цели. «Когда ты видишь, что кто-то поступает неэтично, в голову закрадывается мысль: может быть, так и нужно делать?» — признается один из молодых сотрудников Enron.

Образ лидера-героя устарел, и все же некоторые топ-менеджеры переполнены чувством собственной значимости и используют каждую возможность для удовлетворения своих алчных желаний и непомерного самолюбия. Они назначают себе огромные зарплаты и премиальные, занимают фешенебельные офисы, удостаивают себя различными привилегиями, совершенно не задумываясь о том, что это не принесет пользы ни вверенной им организации, ни обществу в целом. Например, руководители, получающие высокие зарплаты, в то время как их компания переживает кризис и увольняет тысячи сотрудников, не смогут создать атмосферу доверия и взаимного уважения.

Неэтично ведущие себя лидеры нечестны но отношению к подчиненным, партнерам, потребителям, поставщикам, долевым участникам; они регулярно нарушают данные ими обещания или принятые соглашения. Как показывают результаты опроса журнала «USA Today», 82% главных исполнительных директоров обманывают друзей, когда сообщают им о результатах последней игры в гольф. Кто-то станет утверждать, что это «мелочь», но шаг за шагом нечестность может стать неизменным атрибутом повседневной жизни и бизнеса. Лидеры, для которых неэтичное поведение — норма, несправедливо относятся к подчиненным, продвигая и поощряя не тех, кто добивается лучших результатов, а тех, кто льстит их самолюбию.

Такие лидеры склонны весь успех приписывать только себе, но в случае неудачи обвиняют других. Не проявляя уважения к подчиненным и отстраняя их от принятия решений, они тем самым унижают людей. Они относятся к сотрудникам как к инструменту для выполнения приказов, не оказывают им поддержки и не создают условий для развития персонала. В то время как лидеры с высокими этическими принципами служат другим, лидеры без них концентрируют внимание исключительно на личных нуждах и целях.

Наконец, прямой путь к созданию не соответствующей нормам этики и потенциально коррумпированной организации — неспособность лидера отстоять убеждения, которые он считает правильными. Когда руководитель, чтобы не ссориться с заместителем, делает вид, что не слышит его фривольных шуток в адрес молодой сотрудницы, он создает прецедент сексуального домогательства на рабочем месте, указывающий на допустимость подобного поведения. Если лидер закрывает глаза на нечестные поступки окружающих, он дает понять сотрудникам, что несправедливость — норма корпоративной культуры. Очень часто бывает трудно отстоять свои убеждения, но это единственный способ создать благоприятную в этическом смысле среду.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: